Психодрама - Пятая Московская психодраматическая конференция

 

Московская психодраматическая конференция

 

 

 

 

новости

конференция

участникам

ведущие

пресс-релиз

архив

о психодраме

ссылки

форум

контакты

 

"ПЛЕЙБЕК ТЕАТР"

 

На Конференции запланирована Мастерская  ведущего тренера плейбека – док. Йозефа Паради (Венгрия) и выступление Плейбек Театра психологического центра "Акватория".

Плейбек театр –метод психотерапии основанный на действии и берущий свои истоки от психодрамы Я. Л. Морено, от театра спонтанности Морено.

Метод Плейбек основан американцем Дж. Фоксом (Нью Йорк) и широко распространился по всему миру. Плейбек широко представлен в Америке, Германии, Израиле, Англии, Голландии, Италии, Новой Зеландии, Венгрии, Греции, Китае, и.т.д.

В дословном преводе термин “Плейбек”  звучит как “Театр воспроизведения”, однако суть  Плейбека больше отражают такие его названия как “Театр Ретроспективы”, “Театр импровизации”  или “Театр зрительских историй”.

В России Плейбек прижился больше в среде психологов, психодраматистов нежели в среде актеров, приверженцев классической русской театральной школы. Однако, и для актеров, получивших классическое театральное образование техника Плейбека будет близка и знакома.

Плейбек в России не распространен как одна из театральных форм, как впрочем и не распространены передвижные театры шапито. В Европе же, в частности в Германии и Голландии плейбек театр пользуется огромной популярностью, в качестве театрального представления. Только в Амстердаме порядка 50-ти действующих Плейбек труп.

“Плейбек театр”

Дарья Крымова

Анна Костина

 

или “О том чего в этот раз не было, но что обязательно будет на следующей конференции”

                                                               В мире идей у Я.Л. Морено было трое детей.    

                                                               Большинство знает двух из них –

                                                               Психодраму и Социометрию.

                                                               Однако у Психодрамы был брат близнец –

                                                               Театр Импровизации. В последствии он вырос

                                                                оформился и зовется – Плейбек театр…

Орг. комитет 4-ой московской психодраматической конференции готовил для ее участников сюрприз. Однако сюрприз этот не состоялся из-за состояния здоровья одного из организаторов.

Именно об этом “сюрпризе” мы и намерены подробно рассказать в данной статье. Тем более что это удачная возможность дать описание готовящейся мастерской конференции 2007 года.

Речь идет о Плейбек театре – методе групповой психотерапии, взявшем свое начало от Психодрамы Я.Л. Морено, а вернее от Театра Импровизации. Театр Импровизации и Психодрама, по сути,  разнояйцовые близнецы, последний из которых воспитывался Зеркой Морено, а первый Джонатаном Фоксом.

            На третьей московской психодраматической конференции многие участники выразили свое сожаление по поводу отсутствия в программе Плейбек театра. Многим хотелось “увидеть, наконец, Плейбек”, некоторым хотелось  “вновь увидеть Плейбек”.

По всей вероятности, к “некоторым” относятся те кто, либо - видел Плейбек театр на международных психодраматических конференциях, либо застал, распавшийся в 2000 году Плейбек театр Андрея Шадуры.

 

Для Справки.

Плейбек театр Андрея Шадуры прожил достаточно длинную творческую жизнь и именовался “Театр Психодрамы”. Первое свое представление “Театр Психодрамы” дал 10 октября 1989 года в Доме культуры завода Ильича. В 1991 году произошло знакомство Шадуры и Фокса. “Театр Психодрамы”, состоявший из 6 человек, и дававший свои представления для психодраматических групп (интенсивов или марафонов, как это тогда называлось) был приглашен в Америку на международный фестиваль Плейбек театров. В 1991 же году телестудия “Лира”  снимает фильм “Спектакль на заданную тему”, посвященный Плейбеку и в частности Театру Психодрамы. В фильме принял участие Джонатан Фокс.

 

 

Вообще, сложно говорить об идейном авторстве. Похоже, действительно все новое в мире черпается из единого “Мира идей”. Очень многие люди в разные годы изобретали Плейбек театр.  Многие потом с удивлением узнавали, что он уже давным-давно существует. И, действительно, у Плейбек театра древние корни. Отголоски идей лежащих в основе Плейбека можно найти у Вильяма Шекспира, в античном театре,  в обряде похоронных шествий, играх скоморохов и т.д. Однако законченная форма Плейбек театра с названием и правилами, границами метода принадлежит американцу Джонатану Фоксу.

Тем не менее, можно говорить о русских корнях Плейбек театра, в том смысле, что зачатие Плейбека как осознанной идеи произошло в России. Известно, что Я.Л. Морено был увлечен русской театральной школой, трудами К.С. Станиславского, М.А. Чехова, Н.Н. Евреинова. Морено берет идеи русских автор за основу Театра Импровизации и Психодрамы. В дальнейшем они будут разделены: Психодрама получит очень заботливую “мачеху”, а Плейбек (так потом назовут Театр Импровизации) – заботливого структурирующего “отчима”.

Итак, что же такое Плейбек театр (Театр Воспроизведения, Театр Импровизации, Театр Зрительских Историй или Театр Спонтанности)?

Плейбек театр – это метод групповой психотерапии и, в первую очередь, театр.

Поговорим о психотерапевтических свойствах Плейбека ниже. А сейчас давайте познакомимся с формой этого театра – собственно Плейбеком.

В качестве пьесы в Плейбек театре выступает метафора или история, рассказанная зрителем. Представление проходит в форме импровизации.

Постоянная группа Плейбека состоит из директора, актеров (4-12 человек) и музыканта.

 Директор выполняет функции руководителя группы, ведущего и связующего звена (посредника) между клиентом или группой (залом) и актерами. Директор -  ведущий шоу и психодраматерапевт в одном флаконе.

Актеры в соответствии с указаниями директора проигрывают историю, рассказанную клиентом в той импровизационной форме, которая была выбрана директором.

В Плейбек театре есть ряд импровизационных форм, в рамках которых может быть разыграно каждое конкретное представление.

Музыкант сопровождает истории, проигрываемой актерами своей музыкальной импровизацией. Музыка и действия актеров образуют единую ткань спонтанного психодраматического действия

Работа Театра Спонтанности состоит из ряда этапов. На первом этапе происходит “разогрев” состава Плейбека, как правило, в организованном Плейбек театре – это выход директора с рассказом – прелюдией  и импровизационное представление актерами себя самих (так зрители могут расслабиться, наблюдая нейтральную по отношению к ним игру, а также запомнить имена актеров) В группах организованных по типу психодраматических возможен разогрев актеров

и директора с помощью специально подобранных упражнений, обеспечивающих более тесный контакт между членами группы и протагонистом (клиентом).
После этого, в случае если работа проводится с большим количеством участников, с залом необходимо провести разогрев (разминку) зала. В таких случаях, разминка производится директором с помощью участников Плейбека.

 В любом случае в процессе первичного разогрева зала происходит выбор протагониста для коротких форм. Работа с короткими формами – это с одной стороны продолжение разогрева, а с другой стороны уже часть основного действия в плейбеке (психотерапевтическая работа, если хотите) После проигрывания коротких форм – переходят к разыгрыванию историй. Если в коротких, разогревных формах, протагонист заявлял свою метафору, чувство, состояние или проблему с места, то при выборе протагониста для разыгрывания истории он переходит на стул рядом с директором, где и рассказывает свою историю. После того, как протагонист выбран, начинается второй этап работы. Его можно обозначить как действие.
Действие состоит из ряда этапов:
1. Рассказ истории протагонистом
2. Структурирование истории протагонистом с помощью директора (обозначение начала, середины и конца истории)

 2а) Выбор формы воспроизведения

2б) в случае истории см. пункты 3-5

3. Выбор персонажей (протагонист назначает на роли членов группы Плейбека)
4. Дополнительная характеристика персонажей протагонистом
5. Пересказ истории протагониста директорам
6. Психодрамотическая постановка, спонтанно отыгрываемая членами группы
7. Интервью протагониста, что он увидел, как ему это, то это или не то, что он рассказывал. (Это возможно но бывает не всегда - Внесение изменений (по желанию протагониста) и повторное проигрывание истории с учетом внесенных изменений.)
8.В психодраматическом способе использования Плейбек возможно также делать обмен чувствами  (Шерринг) между протагонистом и участниками группы.
9) В классическом Плейбеке шерринг выглядит как проигрывание коротких форм на тему “как мне сейчас, в конце представления, что я чувствую” Плейбек группа тоже может дать такой шерринг залу.

Возвращаясь к психотерапевтическим свойствам Плейбек театра. Данный театр обладает всеми теми многочисленными терапевтическими свойствами, которыми обладает театр вообще. Позитивное влияние Плейбека распространяется не только на зрителя, рассказчика, но и на актера. Однако у Плейбек театра есть свои особые терапевтические свойства. Позитивное влияние этого вида театра, терапии заключается в возможности увидеть свою проблему со стороны в различных вариациях завершения действия,  ситуации, актуальной для клиента на данный момент. Здесь попадание в материал клиента не случайно, так как это его личная пьеса. Он сам является “драматургом своей жизни”.  И тем не менее, в отличие от Психодрамы, на протяжении всего действия клиент дистанцирован, он не находится в действии, что снимает часть сопротивления, создает дополнительную безопасность протагониста.  Наличие позитивного подкрепления и поддержки со стороны группы; возможность получения обратной связи; моделирование различных вариантов проблем и решений; актуализация чувства ответственности за свою жизнь; возможность экспериментирования в безопасной ситуации – все это здесь, как и в психодраме. Однако дополнительная экологичность подхода открывает новые горизонты для Плейбека. Новый зритель, новый участник приходит в Плейбек театр.

Наряду с заядлыми театралами и участниками психодраматических групп, наряду с гиштальтистами и расстановщиками в Плейбек театр приходит клиент изгнанный ранее отовсюду. Человек, которому нет места в чрезмерно эстетизированом, “изгнавшем из своих стен театральность” классическом театре. Человек, который вряд ли отнесет к себе играемый на сцене классического академического театра материал, вряд ли будет проживать его, скорее будет стараться “приобщиться там к прекрасному”. Человек, который не придет в психодраматическую группу, так как… …далее варианты: - нет культуры обращения за профессиональной психологической помощью;  нет желания разбираться в этом таинственном мире психологии  и погружаться туда с головой и т. п.

Короче, изгнанный ото всюду, принимаемый разве что в “теплой компании” или у телевизора (и то передачей “Аншлаг”) – этот человек, тем не менее, Ваш клиент.

Тот, кому не предложил еще наш рынок достойного продукта, но кого обвиняют  на каждом шагу в том, что он “ ничего не хочет”, “инертен”, “безразличен”. Именно он придет наряду с остальными в Плейбек театр.

            Да, вы не ошиблись, именно к этому мы и клоним.

Плейбек театр обладает еще одной психотерапевтической чертой – это способность к оздоровлению на уровне сообщества. У Плейбека в России не только корни, у Плейбека в России старая невыполненная миссия – оздоровить наше общество.

Н.Н. Евреинов в своей книге “Театральные Инвенции” (1922г., Корпоративное издательство “Время”) описывает врожденное инстинктивное чувство театральности, стремление к преображению, самоизменению присущее каждому человеку. Автор последовательно доказывает наличие, у человека такого инстинкта опираясь на исторический опыт человечества, обычаи диких племен и малоразвитых народов, развитие современного индивида в онтогенезе, а также многочисленные статистические исследования в данной области (статистика возрастающих самоубийств при депривации удовлетворения обществом театрального чувства; статистика выздоровления тяжело больных детей в госпиталях, где проводились выступления клоунов и т. п.)

            Инстинкт театральности по Евреинову должен обязательно разряжаться. Если он не разряжается профессиональными актерами в театре, то он будет разряжаться в жизни и не всегда социально приемлемым способом. Классический эстетизированный театр, по его мнению, перестал разряжать эту потребность. “…Публика по одиночке уходит из зала” – пишет Евреинов – и далее –  “… не на экономические реформы в первую очередь следует обратить свой взгляд”.

Н.Н. Евреинов призывает обратить внимание на то, что театральность стояла у истоков развития любой культуры, любой цивилизации. Он призывает к оздоровлению общества театром. Выдвигает и последовательно подтверждает гипотезу о преэстетическом характере театрального инстинкта. По Евреинову потребность раскрытия, разрешения театральности предшествует эстетическим потребностям, эстетическому чувству. Депривация же данной потребности у общества купирует развитие потребностей эстетических.

Также Николай Евреинов пишет о большой ответственности театра, актеров. Вдумайтесь.

“Даже опустошенная душа наполняется, при театрализации жизненного материала эмоциональным содержанием, и содержанием главным образом положительного характера, поскольку наклон всякой театрализации, раз она не злоумышленна, есть наклон к радости, красоте, силе”. (Здесь подчеркивание авторов  статьи)

            Итак, возвращаясь к тому, с чего начиналось данное повествование – не реализованный на прошедшей конференции сюрприз готов состоятся на конференции 2007 года. Так как сразу по прошествии 4-ой московской психодраматической конференции в Москве стартовала международная обучающая программа “Плейбек театр”.

            В результате обучения группа будет сертифицирована по международному стандарту ведущим тренером Йозефом Паради (Венгрия), а также создателем метода Джонатаном Фоксом. Начало  обучения – это радостное событие- рождение нового российского Плейбек театра.

На 99,9 % группа состоит из психодрамотерапевтов. По словам Йозефа Паради группа собралась удивительно талантливая. Может быть потому, что собрались психодраматисты, а может потому, что группа российская, как и почва плейбека.

Одно можно сказать с уверенностью, группа полна энтузиазма. Проводив тренера на родину, группа незамедлительно приступила к тренировкам. Что из этого получится, вы сможете увидеть уже ближайшей весной. Кроме того, сообщество ожидают еще два сюрприза.  Психологический центр “Акватория” подал заявку на проведение международного регионального фестиваля Плейбек театров в Крыму (под Севастополем) в 2008 году, а также мирового конгресса Плейбек в Санкт-Петербурге в 2010 году. Предварительное согласие уже получено, что означает возможность в скором времени наладить контакт с развитым украинским Плейбек сообществом, увидеть мировой Плейбек, прикоснуться к жизни международного Плейбек сообщества – и все это не выезжая за рубеж, не связываясь с визами и авиа перелетами. Однако дождемся пока реализации ближайших планов!

            Завершить статью хочется словами Николая Евреинова: “И - кто знает, - быть может, близок час, когда среди людей, преступно забывших, что они те же дети, для которых нет мира, кроме мира игрушек, появятся накрашенные, надушенные и диковинно наряженные Арионисы новой Полинезии, - вдвойне прекрасные и мудрые, потому, что они прошли искус дьявольского соблазна стать “взрослыми”, - запоют песни о золотом детстве человечества, подтянут  им, сами того не замечая, старики, уставшие от жизни, чуждой детского преображения, и воцариться на земле новый канон, канон правды, как мы актеры, ее выдумали, а не правды, как она есть”.  

 

Используются технологии uCoz