Московская
психодраматическая конференция - Библиотека.
Р.Золотовицкий
Морено-Институт
romajana@mail.ru
С момента своего рождения социодрама каждый
раз становилась таким событием, которое собирает в себя сразу много событий.
Это метод, который не симулирует реальность, а просто сам является
концентрированной реальностью. В этом коротком отрывке автор не только даёт
определение социодрамы как метода, но и показывает её преимущества по сравнению
с психодрамой (в узком смысле). Надеемся, этот материал поможет читателю в
приближении к методу социодрамы и социометрии.
Р.Золотовицкий
Социодрама: новое дыхание
«Социометрические
Встречи или психо- и социодраматические занятия не содержат в себе ничего
таинственного, но они должны стать совместным опытом и сопереживанием зрителя и актера чтобы можно было полностью
понять их значение. Это как раз и есть «Мы», которое мы не можем вставить в
статью, когда пишем о «НАС». Однако мы можем материализовать и увидеть
некоторые фазы и формы «МЫ» в социодраме».
Я,Л.Морено, «Социометрия»
М. 2001, стр. 283
Пролог.
Действие
начинается 1 апреля 1921 года.
Этот день стал днём
рождения социодрамы. Молодой Якоб Леви Морено, закончивший два факультета
Венского университета (медицинский и философский), создавший группу и Дом
Встречи, игравший много раз с детьми в венских парках, решился выйти к людям и
на большой сцене сыграть спонтанную игру о том, что волнует всех. Среди его
друзей было много знаменитых художников и писателей, они поддержали его идею. В
городском театре Морено собрал известных и высокопоставленных личностей, очень
много было любопытствующих и студентов, людей, открытых для всего нового.
Театр наполнен
респектабельной публикой, и все смотрят на сцену, на которой нет ничего, кроме
большого роскошного кресла, похожего на королевский трон. Вдруг на сцену
выскакивает Морено, одетый в костюм шута, и обращается к публике: «Здравствуйте, люди! Вы все – уважаемые люди в нашем обществе, с
вами считаются, у вас есть собственное мнение обо всем, что происходит в нашей
стране. В любой стране всегда происходит что-то хорошее и что-то плохое. Много
раз вы говорили о том, что вас не устраивает, в частных разговорах, теперь вы
можете не только обратиться ко всем, ко всей публике, но и сделать это в
необычной, всем нам известной и сильной роли – роли короля. Это будет
король, который хочет что-то изменить в своей стране. Говорите о том, что вас
волнует! Все желающие могут подняться на сцену и занять это кресло –
королевский трон. А я – королевский шут, помогу Вам! Итак, я жду нового
короля!»
(А действие
происходит вскоре после того, как великая Австро-венгерская империя,
просуществовавшая несколько веков, распалась и Австрия перестала быть
монархией. Королевский трон действительно был пуст).
Зал заволновался,
зашептал, забурлил. Публика явно была в замешательстве. Такого не ожидал никто.
Слова шута были просты и понятны, но выйти на сцену оказалось безумно сложно.
Потом многие друзья, сидевшие в зале, говорили Морено, что им очень хотелось
выйти на сцену и занять трон. Им было что сказать, но они не знали, как
воспримет публика их речь, примут ли их люди в этой роли – роли короля. А
шут вновь и вновь обращался к публике, приводил примеры, конкретные темы,
ситуации, в которых срочно требовалось вмешательство короля. Зал то затихал,
повисала неловкая пауза, то вновь начинал бурлить, но никто не вышел на сцену и
не сел на трон. Дело, по сути, кончилось скандалом, хотя ничья репутация не
пострадала – видимо, желание сыграть эту роль было у многих. Морено
всколыхнул какие-то внутренние связи, ему удалось разбудить общественное
мнение, прорвать стену молчания вокруг самых острых тем, но не удалось
направить общественную инициативу в конструктивное русло.
И тогда Морено задумался о том, что для метода действия нужен специальный разогрев, который рождается у каждого из участников внутри, и задача первой фазы группового действия – нащупать самые животрепещущие темы и облегчить их передачу между участниками. Эту задачу решает социометрическое измерение[1] – это проявление тем и связанных с ними чувств, когда в группе атмосфера становится прозрачной и все видят, у кого какие темы – что у кого общее, а что – различное. Социометрия, работающая в синтезе с социодрамой, помогает, учитывая неформальную структуру взаимоотношений, создавать инициативные группы, строить организационные структуры, предотвращать обострение социального конфликта, подбирать и проверять кадры и многое другое.
Теперь во многих странах Морено-Институты намного больше занимаются психодрамой, чем социометрией и социодрамой. Однако там, где развит дух театра, где не боятся работать с социальной организацией в целом, развивается направление организационного театра, позволяющего преобразовывать целые социальные системы, перестраивать социальные организации, показывать всему обществу, что же на самом деле происходит в стране, в регионе, в сообществе, в корпорации, в учреждении, в семье.
Социодраматический Метод
Социодрама не является технологией в техническом смысле. Она вообще не использует никакого априорного знания о группе. Она не работает с «группой вообще», она работает именно с этой группой. Из всех состояний этой группы социодрама выбирает самое актуальное и энергетичное, и на его основе собирает все другие состояния, которые группа актуализирует, и тем самым собирает на Встречу различные сублица[2] данной группы. Социодрама – единственный способ понять неповторимость именно ДАННОЙ группы и единственный метод реализации этой индивидуальности. «В результате драмы группа видит как бы свою «социомимику» (1, с.23)
Социодрама не гарантирует внимания к индивидуальности в обычном смысле, как к индивиду. Но в едином действии она способна задействовать именно то неповторимое, что сможет сделать именно это СОЧЕТАНИЕ индивидуальностей, что никто, даже эта же самая группа не в состоянии повторить. Эта атмосфера, эта констелляция из нескольких состояний нескольких ролей, это «здесь и теперь» - момент, крутящий групповое действие не по чьей-то воле и ни к чьей-то цели (это лишь частный случай, когда создаётся рациональная модель, в социодраме и она прекрасно может быть обыграна). Особо подчеркну для уважаемого читателя, что простой в своей гениальности и детский в своей простоте вопрос «КТО ЖЕ направляет группу?» здесь не игнорируется. Ответ при этом не так прост – он един и для социодрамы в игре, и для социальной драмы в жизни: с помощью социодраматурга группу направляет САМА ГРУППА[3], точнее: начинают протагонисты (их всегда несколько и никогда точно не известно сколько), после втягиваются (погружаются) все остальные. Однако это вовсе не означает существования полюсов активности и пассивности. Разогрев выравнивает шансы участия в формировании общей реальности, хотя и не создаёт равенства.
Напротив, социодинамический эффект[4] – эффект неустранимого неравенства, происходящий именно из неповторимости индивидуальности, обеспечивает поиск (разогрев – это поиск) группой своей индивидуальности и неповторимого решения (констелляции, момента, теле) именно в данной ситуации. Очень важно то, что группа с помощью социодрамы может найти именно ту самую важную свою сцену, концентрирующую в себе самое важное, самые главные события, самые актуальные чувства и отношения между членами группы. В настоящей социодраме группа играет только очень значимые события, собранные в игре в единое ещё более значимое событие (см. рис.).
Рисунок «Социодрама»
Главное преимущество социодрамы и её отличие от психодрамы в том, что социодрама выражает одновременно не одну, а две реальности (или больше, чем две) – реальности двух людей, двух групп или народов. Простейший пример Встречи двух супругов в психодраматической группе (что пока бывает довольно редко) пока не становится социодрамой, а лишь психодрамой (в узком смысле) одного из них, в которой протагонист встречается лишь с героями своего внутреннего мира. В эту его драму не вмешиваются другие реальности других людей – но ведь в жизни-то так практически никогда не бывает!
В этом смысле социодрама ближе к жизни, чем психодрама, потому что, создавая Встречу многих реальностей, и организуя их общение между собой, она выражает интересы и традицию не только личности или нескольких отдельно взятых личностей, но различных групп и групповых культур, сразу нескольких традиций и эпох. Психодраму приспособили говорить психологизированным языком (то есть языком эпохи развития личности, не будем здесь спорить о её временных границах). Социодрама может дать удивительные и совершенно непредсказуемые результаты, концентрированно выражая целые эпохи с их групповым сознанием и – не менее ярко и конкретно – с их героями и харизматическими лидерами.
Родственники,
друзья, враги, коллективы, народы на социодраме встречаются, открываются друг
другу, взаимодействуют, создают области общей реальности или находят между собой
какие-то границы. Также как и в психодраме, они звучат «неслиянно» (Бахтин),
эти разные голоса, но в социодраме центр событий не сфокусирован (как это
принято цивилизацией и культурой последних 4-5 веков, когда феномен
индивидуального сознания стал частью общественной идеологии). В социодраме
всегда центр событий расфокусирован, то есть социодрама соединяет сразу
несколько центров событий[5].
В истории мирового театра известен такой период, когда на площадях (балаган,
карнавал) и в храмах (ученая драма) давались так называемые симультанные
представления, где действия разворачивались сразу на нескольких площадках
одновременно. Публика воспринимала и следила сразу за несколькими сценами и,
как Вы понимаете, реагировала очень бурно и спонтанно[6].
Социодрама
возвращает нас к реальной основе нашего общения – когда ещё не было
акцента на индивиде – она даёт возможность проявиться не только различным
«Я» («ты», «он», «она»), но и «Мы» («вы», «они»). В социодраме нет априорного
преимущества у тех или иных голосов (ролей) в силу их
внятности, конкретности или тех или иных социальных качеств
(близости-дальности, гуманности-негуманности, яркости-бледности,
зрелости-незрелости и пр.) – все они звучат одновременно. Она вообще
выражает как сфокусированный, так и не сфокусированный на чем-либо или на
ком-либо взгляд. Она не приспосабливается к тому, чтобы доказать что-то кому-то. Только
социодрама может придать точность и ясность социальной ситуации, осмысленность
любому движению к социальному изменению.
* * *
Социодрама имеет несколько необходимых обязательных признаков (качеств) отличающих ее от любого другого группового занятия (деятельности):
1. У социодрамы нет сценария, она не может быть приведена к какому-то заранее определённому сюжету, содержать какие-то обязательные роли, в социодраме не обязательны для исполнения пожелания типа «эта роль должна быть такой», «сюжет (действие) должен повернуть сюда», «должно быть направлено на это». (Смысл социодрамы не в том, чтобы сыграть именно то, что задумано).
2. У социодрамы нет режиссёра, который влияет на исполнение той или иной роли в соответствии со своим замыслом и, репетируя, добивается нужного звучания, темпа, стиля, манеры игры, характера действия (Смысл социодрамы не в том, чтобы сыграть именно то, что задумано).
3. Роли в социодраме всегда развиваются, взаимодействуя между собой (это отличает её от ролевой игры), и становятся более контролируемыми (управляемыми), чем раньше
4. В социодраме не может быть жесткого закрепления ролей за теми или иными исполнителями, каждый и каждая могут войти в роль и выйти по своему усмотрению и при этом не указывать какую роль ему (ей) приходится играть в жизни (как исключение – по просьбе ведущего некоторое время в игре не менять роли). Любые связи с жизненными ролями открываются только добровольно.
5. В социодраме встречаются две и более реальности протагонистов (субъектов, индивидуальных или групповых, являющихся источниками играемой реальности). Другими словами в социодраме всегда два (и более) протагониста
6. Социодраматург обязательно способствует Встрече и соединению двух и более реальностей протагонистов в игре
7. Социодрама – это метод действия, это Встреча в общем групповом действии, в игре и главное – это не рассказать, а показать. Социодрама – это соединение трёх необходимых (семантических) начал всякого группового действия: имени (слова), смысла (значения) и реальности (игры) по отношению к материалу одной и той же реальности. Это Встреча двух (и более) субъектов не только в словесной ситуации (встреча имён), не только в смысловой ситуации (встреча смыслов) и также не только встреча слов и смыслов (теоретическая встреча), но и встреча в совместном действии, в общей игре – когда все эти три условия встречаются, и для субъектов социодрамы наступает действительная Встреча.
8. Социодрама не обязана стремиться ни к фактической достоверности, ни к идеальному, ни к тому, чтобы отразить «всё как есть», в ней не заложено требование документальной истины, но заложено стремление к художественной правде. В любом случае каждый участник обладает правом вето – правом потребовать прекращения развития действия в направлении, которое приносит ему боль
9. В социодраме все участники должны соблюдать правило физической безопасности участников и ведущего, все прикосновения должны быть оговорены или заранее ограничены (смягчены)
10. В социодраме каждый участник отвечает сам за собственную психологическую безопасность, но ведущий отвечает за моральную безопасность группы, всех «мы», воплощённых на сцене, однако никто из участников не может присвоить себе права эксклюзивно выражать интересы какого-либо «Мы» (равно как и «вы», и «они»), никто не обладает правом требовать от имени какого-либо «мы»-субъекта того или иного развития игры, изменений в социодраматическом процессе, ссылаясь на свою жесткую привязку к этому «мы» в жизни
11. Никто в социодраме не может использовать игру для пропаганды и утверждения каких-либо ценностей. Сама по себе социодрама ценностно нейтральна и не направлена на поддержку какого-либо субъекта, на какое-либо состояние группы, заранее намеченное как цель. Социодраматург имеет право провоцировать игру для её развития (для более ясного проявления ролей), но не имеет права оставить это на этапе консервации за собой (обязан сам снять с себя все роли, в том числе и социодраматурга этой социодрамы, хотя и оставаться ведущим всего процесса до конца третьей фазы - консервации). Социодраматург не может выступать в роли проповедника или священника для данной социодраматической группы здесь и сейчас.
12. Социодраматург не имеет права драматизировать какую-либо ситуацию в жизни и делать социодраму, не заключив контракта с группой, не обозначив начало и конец, не указав четко границу между игрой и жизнью (как минимум, в конце)
13. Социодраматическая игра должна содержать три обязательных фазы в своём развитии – разогрев, действие и консервацию. Процесс-анализ (4-я фаза) желателен, но не обязателен.
Групповое действие, в котором отсутствует один из вышеперечисленных необходимых признаков, не является социодрамой.
Социодрама – ситуация всех ситуаций и
событие,
собирающее в себе все события.
Итак, главной особенность социодрамы как специфического метода является её уникальная способность выражать борьбу различных реальностей, столкновение разных миров. Этому служат остальные способности и инструменты социодрамы: особые групповые роли (типов «мы», «вы», «они»), хор и полухория, роли солистов, множественное дублирование, обмен групповыми ролями, а также инструменты, присущие как социодраме, так и психодраме. Благодаря этим возможностям в социодраме может произойти действительная Встреча этих реальностей (языков, культур, миров, цивилизаций) и может начаться процесс поиска общей реальности. При достаточном мастерстве и опыте социодраматурга, достаточно широком участии разнообразных сил, ролей, институтов, представителей различных сил и слоёв населения, благодаря той прозрачности и ясности Положения, которая достигается на социодраме для всех участников, становится возможным примирение, компромисс, договорённость, соглашение или временное перемирие.
Социодрама не является ни моделированием реальности, ни имитацией реальных событий, она является концентрацией, причём преимущественно художественной концентрацией[7]. Социодраматический процесс начинается с первой мысли, с первого чувства, возникшего у инициатора социодрамы или у социодраматурга, направленные именно на групповое действие «нехирургического» характера. Впрочем, как правило, в таком «эмбрионе» еще нет и не может быть чёткого разделения между терапевтическим и хирургическим социальным действием и здесь ещё всякого, кто испытывает акциональный голод, можно назвать потенциальным социодраматургом. И позже разогрев центральной фигуры всего социодраматического цикла (в особенности в начале) играет решающую роль. Не стоит полагаться, на известный образ «Из искры возгорится пламя» - «пламя» может оказаться революционным самосожжением и «подъем широких масс» превратится в «широчайшую реакцию» и откат назад на позиции, много хуже исходных. Морено в раннем своем эссе «Речь о Встрече» предлагает очень чёткий способ действия – не стремится втянуть в свою тему сразу многих, а обменяться темами с Другим, войти в его Положение[8]. Двое входят в Положение друг друга (желательно чтобы это был спонтанный социометрический выбор), у них возникает общее новое Положение, они входят в положение друг друга и, оставаясь в нём, могут знакомиться с другими. С каждым Другим может произойти то же самое и каждый может войти со своим Положением и войти в Положение других.
У всякого человека,
выросшего в культуре индивидуальности (индивидуализма), возникает преграда
(ощущение границы) между Моим и Твоим содержанием, Положением, миром. Чтобы не
повторять М.Бубера (см. «Я и ты»), перейдём сразу к методу Морено, который
нашел, как взаимодействовать двум (и более) субъектам, не исключая друг друга,
подобно музыке, которая может в консонансе или диссонансе дать звучать
нескольким голосам (партиям) «неслиянно» (М.Бахтин).
Литература
Источник: www.sociodrama.ru и журнал «Психодрама и современная психотерапия» № 4
за 2004 год или в разделе «Журнал» на http://users.i.com.ua/~p_gorn/psychodrama/1psy.html
Each time, from the
moment of its birth, sociodrama became such an case,
which collected many
events in itself. It is the method, that doesn t
simulate the reality,
but it is simply the concentrated reality itself. The
author doesn t only
defines the sociodrama as the method in this short
fragment, but also
shows its advantages in comparison with the psychodrama
( in the narrow
sense). We hope, that this material will help the readers to
approach closer to the
methods of sociodrama and sociometry.
[1] Социометрия – часть триединой системы Морено, включающей в себя также психодраму и социодраму (наш журнал подробно освещал эти фундаментальные вопросы – см. журнал «Психодрама» №1 за 2003 г. (1)
[2] Сублицо – одно из лиц, образов, ролей данной группы, нечто аналогичное субличности человека, в социодраме встречаются различные дополнительные «мы», которые проясняют отношения друг с другом
[3] Конечно не будем закрывать глаза на то, что и этот ответ не исчерпывающий – только утеряна культура поиска недостающего Участника любого коллективного процесса. Осталось лишь пользоваться окаменевшей историей: например, в Гейдельберге на самом старом здании в городе выбито «Если не Бог строит дом, то строители строят напрасно»
[4] Эффект, описанный и измеряемый социометрией (см {7} стр. 42-45 и {6} стр. 49-50, 167, 230-231, 233, 237, 251, 253) – динамика притяжений и отталкиваний (а также изоляции) между субъектами, их дифференциация
[5] Несколько центров
событий, несколько групповых действий требуют особой акустики: в театре Анатолия
Васильева на Сретенке мы столкнулись с тем, что, например, в 8-й студии с
эталонной акустикой, где слышен каждый шорох, нам было очень трудно работать, а
в 7-й, где звук рассеян, где нет одного звукового фокуса, социодрама идёт
хорошо, а психодрама наоборот плохо. 8-я студия, напротив, идеальна для
психодрамы.
[6] Это закон – чем уже луч внимания, когда центр событий сконцентрирован в одной точке тем большее напряжение сдерживает зритель, чем более расплывчатый фокус действия, тем свободнее воспринимает зритель и тем он спонтаннее
[7] Подробнее о методе художественной концентрации – см раздел «Художественная основа метода социодрамы»
[8] Здесь и далее – неповторимые и единственные феномены пишутся с Большой буквы