Московская психодраматическая конференция - Библиотека.

главная

библиотека

 

 

Юлия Власова, Анатолий Щербаков

 

Яд сердца людского

(психодраматическая работа с завистью)

 

Правитель сказал, что готов выполнить любую просьбу двух людей при условии, что второй получит в два раза больше, чем проситель. Тогда один из соперников сказал: «Правитель, выколи мне глаз!».

 

В дохристианской культуре в «Истории» великого Геродота первая фраза звучит так: «Боги не любят счастливых людей». В древности каждый знал, почему нельзя демонстрировать свою удачу и счастье. Нельзя – потому что это могло вызвать гнев и зависть богов.

Мифологическая справка

Зависть – дочь океаниды Стикс и Палланта (сына титана Крия). Сестра богини победы Нике, Силы и Мощи. Зависть, к сожалению, всегда и везде сопровождает свою сестру – крылатую и ясноокую Победу. Греки представляли Зависть уродливой, грязной и косоглазой старухой, длинные желтые зубы которой покрыты плесенью, а с высунутого наружу раздвоенного языка капает яд. Зависть живет в пещере, грязной и черной от запекшейся крови. Нора чудовища расположена в долине, куда не проникают лучи Солнца и где не дует теплый ветер, а лишь клубится зловонный черный туман. Питается богиня исключительно змеиным мясом. Зависть улыбается только тогда, когда видит чужие несчастья, и никогда не спит, потому что ее всегда грызут мысли, что кому-то в этом мире хорошо. Больше всего мерзкое создание ненавидит, когда кто-то добивается успеха, потому что в этом случае она начинает чахнуть и иссыхать. Она является сама для себя наказанием: чем больше она беспокоит и гложет людей, тем больше разъедает сама себя. Когда она покидает свою зловонную пещеру, чтобы сотворить очередную гадость людям, везде, где она проходит, вянут цветы и желтеет трава, а по округам разносится смрад от ее дыхания.

 

Страх перед чужой завистью, по сути, обусловлен тем, что человек боится чужой ненависти и предполагает агрессию по отношению к себе. Это может заставить самостоятельно обесценивать свои победы и достижения, скрывать их. Отсюда примета «чтоб не сглазить», то есть страх чужого глаза. Как известно, люди троекратно плюют через левое плечо, стучат по дереву, что является архаичным отражением агрессии на теневую фигуру (Дьявола), то есть оборонительной агрессией, защитой. В ортодоксальном православии зависть как перманентно присутствующее чувство приписывается Дьяволу. У Дьявола зависть занимает место отсутствующей любви. Дьявол искушал Адама и Еву яблоком как раз из зависти. Вследствие этого сам остался в аду, а для Адама с Евой рай закончился.

Зависть – более позднее социальное чувство, чем фантазии о всемогуществе обладания. До 3-х лет преимущественно – жажда обладания. Зависть рождается из чувства обделенности, из представления, что любви и счастья не хватает на всех и другие получат больше, чем заслуживают. Для формирования зависти необходимо желание обесценить (уничтожить) объект-носитель. Завидуют только тем качествам, которые можно применить к себе и которые присутствуют в Я-идеальном. Так называемая абстрактная зависть не сопровождается аффективным зарядом и не может стать поводом к психотерапии. Значит, абстрактная зависть завистью не является, поскольку зависть всегда сопровождается чувством ненависти к носителю. Корень «зависти» и «ненависти» одинаков («вид», «видеть»). Корень показывает, что зависть и ненависть являются социальными переживаниями, направленными вовне: необходимо видеть объект.

Заявки о зависти не так часты, поскольку завидуют друг другу молча, «подпольно», «в тряпочку», и ни за что и никогда не признаются в этом чувстве. Ведь сообщить о своей зависти – это значит признать, что другой человек лучше, интересней, чем ты. Какими бы причинами ни была бы вызвана зависть, результат ее одинаково разрушителен:

1. Завидуя, человек проживает чужую жизнь, не реализуя свою.

2. Вызванные завистью негативные эмоции и переживания заполняют всю душу, не оставляя в ней места для позитива. Поэтому он не может объективно оценить себя и свою жизнь.

Зависть фрагментарна, хотя это не всегда осознается. При психотерапевтическом или ином детальном рефлексивном анализе важная задача состоит в том, чтобы отделить те качества, ресурсы, свойства, на которые направлена зависть, от личности, которой завидуют. Второй задачей психотерапевтической работы с завистью является проработка обесценивания объекта зависти, вывод «наружу» ненависти и агрессии. Третьей задачей является определение истоков этих чувств, адекватного их отреагирования, возможно, в психодраматическом пространстве. Четвертой задачей будет трансформация зависти в восхищение и\или уважение перед чужими достижениями. Эта задача – длительный путь, редко разрешаемый за один раз. Протагонисту необходимо проделать сложную внутреннюю работу. Следует определить степень значимости и нужности для клиента тех или иных качеств, которым он завидует. Далее следует создать условия для того, чтобы вчерашний завистник мог прочувствовать и понять свои ограничения и свои ресурсы для достижения желаемой цели. Если ненависть, лежащая в основе чувства зависти, проработана и отреагирована в достаточной мере, решение четвертой задачи, хотя и занимает значительное время, но проходит без серьезной эмоциональной раскачки, по форме напоминая исследовательскую и обучающую психодраму.

Как было указано, зависть – социальное чувство, оно воспитывается, трансформируясь из первичных фантазий об обладании. Для того, чтобы воспитать зависть, родители и воспитатели используют обесценивание объекта зависти, с одной стороны, и унижение того, кто завидует, с другой стороны. Ребенок оказывается в тяжелой психологической ситуации. Чтобы сохранить самооценку и чувство собственной компетентности, он разрешает внутреннее напряжение ненавистью, направленной на объект, обладающий желаемыми ресурсами.

Итак, в составе зависти находятся первичные фантазии об обладании, желание уничтожить объект, ненависть, обесценивание. Мы расположили переживания в порядке их созревания.

Очевидно, что в психодраматической работе с завистью протагонист всегда уйдет в ранние детские переживания. Зависть – тема большой психодрамы! Это касается и случаев, когда мы работаем с тем, кто завидует, и с тем, кому завидуют. Однако виньетки, предлагаемые нами для разогрева или самостоятельной групповой работы, также имеют серьезную терапевтическую ценность. Они помогают протагонисту сделать первый шаг в направлении осознавания структуры своей зависти, а также способствуют выполнению важной работы по реконструкции скрытых основ зависти, то есть позволяют отделить желаемые для достижения качества от носителя этих качеств как объекта инфантильной ненависти.

 

Разделение зависти на «белую» и «черную» непозволительно. Это просто попытка человека «нарядить» одну и ту же фигуру в одежды разного цвета. Или то, что все-таки подразумевается под «белой» завистью на самой деле является социальным чувством под другим названием. Зависть в любом случае разрушительна.

 

 

Используются технологии uCoz