Московская психодраматическая конференция - Библиотека.

главная

библиотека

 

  

Борисова Алина

Симбирский Курьер Суббота 20 июля 2002 года №103-104

 

 

Разбитая в детстве чашка много лет спустя "выстрелила" по семье

 

"Проиграть" свою жизнь заново В Ульяновске появился новый метод психологических тренингов, на которых разыгрываются страсти, достойные пера самого Шекспира. Каждый участник тренинга становится актером; постановки, как и положено, делает режиссер, а любой спектакль - это премьера. Все как в театре, только здесь играют не пьесы драматургов, а заново переживают свою собственную жизнь. Новый для нас метод и название имеет почти театральное - психодрама.

Психология учит, что ни одна из критических ситуаций, происшедших в детстве, не проходит бесследно. Когда-нибудь она "простреливает" во взрослой жизни, превратившись в большую проблему или комплекс неполноценности. Следовательно, корни многих неудач нужно искать в юном возрасте. Чем и занимаются на психодраматических тренингах. В группе, где собираются от 8 до 20 человек, вначале обозначается сама проблема. Затем "режиссер", то есть опытный психолог, в ходе длительной беседы выявляет, какая ситуация могла вызвать этот комплекс. Эта ситуация и становится основой для "спектакля".

"Постановки" состоят из трех действий. В первом "актер" играет сам себя, во втором - своего антагониста, которого среди участников выбирает сам, в третьем действии - снова себя. Затем становится зрителем и наблюдает за "собой", как в зеркало, только в чужом исполнении. Зрители - участники тренинга. После каждого действия - в антрактах - идет бурное обсуждение поведения героев. "Спектакли" продолжаются от 40 минут до трех часов.

 

От роли повара и прачки - к роли любовницы

Сюжет одной из последних "постановок" был посвящен молодой женщине, Анне, которой собственный муж определил в семье роль лишь повара, прачки и няни, не давая возможности реализовывать себя в чем-либо другом. Противостоять мужу она не могла, каждая мелочь вызывала у мужа глубокую обиду. Женщина не знала, как растопить его холодность. Семья оказалась на грани развала.

Психолог Александр Штыкин нашел причину... в разбитой чашке. В детском саду девочка Аня разбила чашку. С кем не бывает. Но бабушка устроила страшную взбучку и пригрозила рассказать родителям, так что у девочки глубоко отложилось чувство вины, стыда, скованности и бессилия. Повзрослев, Анна так и не научилась отстаивать себя в ситуациях, когда на нее начинали кричать или бросали обвинения. В эти минуты ее тело сковывало точно так же, как и после случая с чашкой.

После этого "режиссер" приступил к постановке "спектакля". Нашли реквизит, распределили роли. Анна исполняла себя же в детсадовском возрасте. Затем по сценарию Анна почувствовала себя в роли бабушки. Играя ее, "актриса" пыталась понять, что тогда двигало ее старенькой бабушкой, а поняв, Анна могла ее простить.

В психодраме каждый "актер" входит в роль легко, потому что его мозг, мышцы, голос помнят все происшедшее. Чаще всего он настолько интенсивно выражает свои эмоции, что прямо на "сцене" наступает желаемый результат метода - катарсис, несущий в себе оздоровительный характер. Так произошло и с Анной.

Эпилог спектакля был построен на сегодняшних отношениях с мужем, в которых Анна, обновленная и сильная, могла вести себя совсем иначе. Суровый муж от нежности и ласки супруги должен был растаять на глазах. Словом, "спектакль" всегда нацелен на happy end.

 

Едва снова не лишилась чести...

На психодраматических тренингах происходят сцены и весьма откровенные. Разыгрываются эпизоды изнасилования, побоев жен мужьями, тренируются способности начальника без угрызений совести увольнять подчиненных и так далее.

Однажды у психолога Александра Штыкина разыгрывалась драма, где в основе сюжета было изнасилование 11-летней девочки ее 17-летним двоюродным братом. Вдруг на глазах у всех великовозрастная женщина, играя себя-девочку, превратилась в Лолиту. Ее жеманные соблазны так распалили партнера, что, не вмешайся режиссер, женщина лишилась бы чести и второй раз. Кстати, потом с темпераментным "актером" пришлось поработать отдельно, чтобы снять его негативную предрасположенность к овладению женщиной.

Поведение этого незадачливого любовника раскрывает еще одну особенность людей, о которой до психодрамы многие и не подозревают. В театре и кино сказали бы: "Амплуа". В самых разных "спектаклях" одним и тем же людям достаются типичные персонажи: жестокого любовника, агрессивной матери или сурового отца. Психологи считают, что это "звоночек", предупреждающий, что нужно задуматься о своем характере. А иных не выбирают ни на какие роли, но участники не обижаются из-за отсутствия ролей - оно и хорошо, значит, присутствующие не находят в этом человеке присутствия своей проблемы.

На психодраму специалисты возлагают большие надежды. То, что это эффективный метод помощи, показала практика. Ее основатель - американский психолог Морено. На западе психодраму часто используют в сложных ситуациях психологической реабилитации тюремных заключенных.

Используются технологии uCoz