Московская психодраматическая конференция - Библиотека.
Veronica NEEDA
Очень вольный перевод Леонида Огороднова
О Playback театре. Построение сообщества с помощью личных рассказов
От переводчика: термин Playback театр можно перевести как "театр воспроизведения", но традиционно он не переводится. Этой традиции следую и я.
Происхождение
Сообщество Playback театра образовалось в 1975 году, его директором стал Джонатан Фокс. Это произошло в Нью-Йорке и во многом было частью экспериментального исследовательского театра 70-хх годов. Экспериментальный театр искал пути сближения актеров со зрительской аудиторией, пытался привести театр к повседневной действительности общества и увести его от сценарной, литературной традиции в театре. Джонатан Фокс был сильно впечатлен непальским ритуалом и театром, глубоко укорененным в ритме общественной жизни. Их свидетелем Фокс был несколькими годами раньше.
Playback театр черпает вдохновение также в традиции устной сказки, когда люди собираются вместе, чтобы слушать и рассказывать старые истории. Это мир мифов, легенд и сказок.
Другим важным источником при разработке Playback театра была психодрама Я.Л Морено. Несмотря на различия в форме и практике, у психодрамы и Playback театра есть много общих ценностей. Одной из таких ценностей, лежащей в основе Playback театра, является центральное в философии Морено понятие о спонтанность и реализация творческой энергии. Другая основополагающая ценность - то, что Морено называл включенностью, - состоит в том, что каждый участник может найти свое место в коллективе. Playback театр создает ритуальное пространство, где может быть рассказана любая история, какой бы банальной, необычной, болезненной или тайной она ни была. В этом пространстве может проявиться уникальность любого человека, и в тоже время за счет взаимодействия строится и укрепляется сообщество людей.
Начиная с 1975 года Playback театр распространился по миру, и сейчас его прктикуют более чем в 30 странах.
Что такое Playback театр и как он работает?
Playback театр спонтанен, это - театр созданный в результате уникального сотрудничества между исполнителями и аудиторией. Кто-то рассказывает историю или эпизод из своей жизни, выбирает актеров на разные роли и затем наблюдает, как его рассказ немедленно воссоздается на сцене и приобретает художественную форму и связность. Независимо от того, происходит ли действие в классной комнате, в больнице, на деловой конференции или в театре, спонтанность Playback театра всегда остается его важнейшим принципом.
Здесь представлена основная структура для постановки сцен в Playback театре. В каждой группе, возможно, есть некоторые дополнительные характеристики, например: (Cloth tree) в правом углу, когда цветной тканью драпируется лестница, которая может использоваться в действии. Или в действии может использоваться занавес, создающий для актеров область, где они могут скрыться. Все это - дополнительное оборудование театра.
В Playback театре нет сценария, но есть ритм и последовательность исполнения. Человек, руководящий и стимулирующий процесс, называется Проводник. После введения в суть происходящего и разогрева, находится доброволец, сообщающий свою историю. Это может быть как короткий эпизод, так и более длинный рассказ. Рассказы могут относиться к прошлому, настоящему или будущему, повествовать о чрезвычайном происшествии или о том, что происходит каждый день. За одну сессию людей, пожелавших рассказать свою историю, может быть от трех до пяти.
Этот человек, который называется Рассказчик, переходит из области аудитории на стул Рассказчика. С этого место он рассказывает свою историю, ему помогает Проводник. Рассказчик выбирает актеров, которые будут играть роли из его истории. Выбранные актеры стоят и ждут; когда рассказ окончен, проводник говорит "Давайте посмотрим".
Это сигнал для исполнителей начать действие. Чтобы установить соответствующую атмосферу и настроение, может играть музыка, актеры могут использовать стулья, чтобы ограничить пространство. В процессе представления, актеры и музыканты спонтанно импровизируют на тему услышанного рассказа, и их спонтанность может воплотиться в разных художественных формах. В не зависимости от натуралистичности сцены, через абстрактное перемещение или звук, в танце, в песне, используя куклы или с помощью комбинации этих форм, исполнители пытаются понять и воплотить на сцене сущность и сердце рассказа.
В конце действия актеры смотрят на Рассказчика. Затем происходит завершение действия для Рассказчика - у него есть возможность сказать что-то большее, если он чувствует в этом необходимость. Иногда ничего больше говорить не нужно, или нужно сказать всего несколько слов; в других случаях Рассказчику предоставляется возможность скорректировать или преобразовать сцену. И актеры переигрывают ее в соответствии с замечаниями Рассказчика. Проводник благодарит Рассказчика, который возвращается на свое место. И затем другого человека приглашают рассказать свою историю, и так далее.
Простые правила этого процесса образуют ритуал, очень важный аспект Playback театра.
Ритуал, искусство и общественное взаимодействие
Аспект ритуала Playback театра обеспечивает безопасность приобретения нового опыта. Ритуал создает каркас процесса, благодаря которому может проявить себя нечто непредсказуемое и чудесное. Если ритуал хорошо соблюдается Проводником и исполнителями, у аудитории есть бессознательное чувство безопасности. И в этой атмосфере Рассказчик чувствует, что его самые сокровенные истории приняты аудиторией.
Художественное преобразование рассказа в драму обеспечивает другой уровень влияния. Когда такое преобразование переживается как совместное спонтанное творчество, оно предполагает глубокое соприкосновение с коллективным опытом и опытом всего человечества. Playback театр учит исполнителей умению слушать, использовать интуицию и вдохновение, чтобы понимать, верить и поддерживать друг друга, и взывает к их врожденной мудрости и опыту. Таким образом, на тренинге в рамках Playback театра не только тренируются навыки театральной импровизации, но и создается условия для развития самопонимания.
Понятие “актер-гражданин” - важная часть мира Playback - предполагает, что у каждого есть естественная способность хорошо исполнить роль в Playback театре. Исполнители Playback театра приходят из самых разных областей – это социальные работники, администраторы, педагоги. Некоторые из них - профессиональные актеры, многие - творческие художники, тренеры и терапевты. Интересно, что участники групп Playback театра стремятся оставаться в группе в течение многих лет, несмотря на отсутствие или малое вознаграждение за потраченные время и усилия. Создается впечатление, что ценности группы (ориентация театра на оказание непосредственной помощи сообществу) и сама работа в группе дают более чем достаточное вознаграждение участникам группы. И опыт совместного переживания на протяжении длительного времени создает артистичность, которая может быть необыкновенной
Третий фундаментальный аспект Playback театра - в его внимании к социальному взаимодействию. Ритуальный и художественный аспекты только тогда значимы, когда есть хорошее понимание целостного группового опыта. Playback театр - это прямое воздействие на взаимоотношения, коммуникацию между людьми и их понимание друг другом. Это - основная ценность. Так, Проводник взаимодействует непосредственно с аудиторией, относясь к ней с уважением и человеческим теплом, и в то же время он чувствителен к более широкому социальному контексту того, что происходит на сцене Playback театра.
Слушая индивидуальные истории, мы ткем паутину нашей собственной истории как истории сообщества людей, и таким образом подключаемся к коллективному и универсальному опыту. Общественные изменения и преобразование начинаются, когда индивидуальные голоса создают пространство для рассказов общества.
Иногда Playback-действие может начаться с явной темой, и тогда остальные рассказы следуют за первоначальным. Иногда основной темы нет, и основные тревоги и интересы группы обнаруживают себя через более глубокий рисунок рассказов. Это не всегда очевидно, и искусный Проводник должен помочь группе осознать групповую тему в конце действия.
Разнообразие контекстов и аудиторий
Гибкость форм Playback театра позволяет ему чутко реагировать на потребности самых разных групп. Группа в Северных Территориях Австралии проходит в сообществах аборигенов как часть программы, позволяющей им поднять самоуважение. Группа, состоящая из швейцарских инженеров и бухгалтеров, проигрывает рассказы о реорганизации предприятий; или это может быть аудитория почтовых рабочих в Вашингтоне, обеспокоенная сокращением штатов. В Сиднее Playback театр - часть свадебных торжеств. В Лондоне истории разыгрываются на Вечере Памяти. На Аляске школьник использует Playback театр, чтобы справиться с горем, вызванным смертью его друга. Подросток из Гонконга рассказывает истории об экзаменационном стрессе.
Playback театр также используется в психотерапии как дополнительный инструмент психотерапевта в групповой работе. В Чикаго группа шизофреников, находящихся на амбулаторном лечении в психиатрическом отделении встречается, чтобы сделать Playback театр друг для друга, и рассказывают истории, связанные с повседневной жизнью. В Японии, группа Playback театра ежемесячно проходит для умственно отсталых людей, их друзей и членов их семей.
Playback театр представлен широкой публике в театрах и центрах искусства во всем мире. О Playback театре говорят, что это – “театр соседей”. Возможно, вы пришли в театр как новичок, но почти наверняка к концу вечера вы почувствуете необыкновенную живость и захотите поговорить с людьми вокруг вас.
Можно сказать, что Playback театр - это способ исцеления, которое можно назвать священным. Это театр, который дает возможность приобщиться к опыту, который существует только там, где есть сообщество людей.