Московская психодраматическая конференция - Библиотека.
Кичкайло Ирина
Психодрама: и ты в главной роли
Практическая психология становится все более популярной среди простых смертных. А такие понятия как аутотренинг или релаксация наверняка известны если не всем, то многим. Теперь и в России, как на Западе, все больше и больше людей обращается к психологам для решения личных проблем. Именно поэтому наши специалисты стали использовать неизвестные ранее широкому кругу людей методики лечения. Одним из таких способов стала психодрама. Слово понятное и непонятное одновременно, вызывающее яркие ассоциации и рискованные догадки. Слово, которое в последнее время часто мелькает на объявлениях в вузах.
Метод психодрамы был изобретен в 20 веке известным специалистом Дж. Морено. И основан он на том, что клиент, работая в группе, воспроизводит через театральную постановку ту ситуацию, которая спровоцировала его проблему. Ведь в жизни у каждого из нас были ситуации, которые, возможно, неосознанно повлияли на нашу дальнейшую жизнь. Как правило, это детские воспоминания. Эти случаи помогает воспроизвести на воображаемой сцене терапевт.
Главный участник разыгрываемой драмы должен напрямую обращаться к тому, с кем он хочет поговорить. Если человек желает говорить с матерью или отцом, то эти люди непременно должны присутствовать в комнате — в исполнении членов группы, которых называют «вспомогательными я». Дж. Морено характеризует их следующим образом: «Команда вспомогательных я» как бы становится продолжением, своего рода «правой рукой» ведущего и главного участника, изображая реальных или воображаемых персонажей жизненной драмы. У «вспомогательного я» три функции: актера, консультанта и социального исследователя». Часто в психодраме участники играют не только в те ситуации, которые происходили с ними в реальной жизни, но и в те, которые по какой-то причине не случились. Например, человеку требуется выплеснуть отрицательные эмоции, страх или гнев, которые он в свое время не выразил соответствующим людям. Пока человек не выпустит наружу подавляемые чувства, он так и останется эмоционально заблокированным, запертым в своих переживаниях. Это напоминает ситуацию психоанализа, которую мы часто видим в иностранных фильмах: пациент лежит на кушетке, за его спиной психоаналитик, отсутствует естественное действие или хотя бы телодвижение, никому не позволено входить в комнату, все мысли, которые рождаются, оказываются запертыми в четырех стенах. В подобных случаях получается, что «за дверь выставлена сама жизнь». Если Фрейд спрашивал: «Что случилось? Расскажите мне», то Морено ставил вопрос: «Как это случилось? Покажите!»
Несмотря на то, что только один участник группы является главным действующим лицом в своей психодраме, все остальные при этом время не теряют. Многие из них играют роли «вспомогательных я». А ими обычно становятся люди, которым эта проблема близка. Зрители также являются участниками, и они могут повлиять на ход психодрамы. К тому же, каждый желающий сможет поставить свою драму.
Равенство в группе — это основа взаимодействия. Люди как бы приводятся к одному — наивысшему — общему знаменателю. Прежде чем ставить драму, участники группы, как правило, проходят различные тренинги на знакомство, на расслабление, на доверие, чтобы им захотелось быть откровенными. Степень откровенности — дело сугубо личное, хотя только предельная открытость может во время тренинга быть особо эффективной.
Психодрама способствует разблокированию эмоций, изменению отношения к окружающему миру — это очень важные первые шаги на пути к полному избавлению от своей проблемы.