Московская психодраматическая конференция - Библиотека.

главная

библиотека

 

 

Материал с сайта psy.rin.ru

 

Фазы психодраматической сессии

 

Этапы погружения в проблему протагониста следует оформлять с помощью следующего ритуала. Один из участников группы заявляет о том, что он хотел бы быть протагонистом в течение следующей сессии. Стул рядом с этим участником освобождается и ведущий психодрамы подсаживается к нему, выделяя его таким образом из других участников. Ведущий начинает его интервьюировать, т.е. задавать уточняющие вопросы, помогая обозначить основную трудность протагониста. Это способствует формулировке значимого для него вопроса, ответить на который важно протагонисту в связи с обозначенной проблемой.

Когда вопрос сформулирован протагонист и психодраматист встают. Круг участников раздвигается. Психодраматист вместе с протагонистом ходят внутри круга, выбирают и начинают представлять себе тот психодраматический эпизод, с которым предстоит работать. Психодраматист приспосабливает свой темп движения к темпу протагониста, осуществляя пристройку и внутренне настраиваясь на его темп продвижения в ситуации. Это "второй ярус" сцены.

Если эпизод, который решается инсценировать, выбран, круг раздвигается еще шире. Его центр фактически образует сцену, на которой протагонист начинает особым образом организовывать пространство, т.е. символически с помощью вспомогательных средств выстраивать предполагаемое пространство психодраматического эпизода. Протагонист также из участников группы выбирает "вспомогательных лиц" - персонажей его психодраматического эпизода. Участники группы особым образом вводятся в роли. Делается это так: протагонист встает сзади участника и кладет руки на его плечи, а затем от первого лица дает характеристику того персонажа, в роли которого будет находиться участник. Уже в момент такого "инструктажа" протагонист, во-первых, проявляет свое отношение к данному персонажу и, во-вторых, "примеряет" на себя его образ.

Так как мы уже говорили, что в персонажи, задействованные в психодраматическом эпизоде, протагонист проецирует свои части личности. Поэтому их восприятие протагонистом неполное, они являются как бы фантомами его представления о ситуации, окрашенной его эмоциями. Оба этих эффекта введения в роль участников могут оказаться источниками осознания и изменения протагониста, а также получения им ответа частично или полностью на поставленный в момент интервьюирования вопрос. Однако ввод в фазе разогрева чаще всего лишь способствует пониманию и прояснению для психодраматиста и других участников трудностей протагониста и глубже погружает его в проигрываемую ситуацию.

В процессе ввода, участники, от имени персонажа, могут задавать вопросы, например: "Как я отношусь к главному герою?" и т.д. Так делаются сопутствующие уточнения, чтобы точнее войти в образ переживания. Их вопросы так же заставляют задуматься протагониста и могут способствовать для него самого прояснению отношений с его значимыми лицами. Сам ритуал ввода протагонистом участников в роли значимых для него лиц также способствует разогреву протагониста и группы. Психодраматист в это время не только следит за соблюдением ритуала (это важно в начале работы), но и сам организует психодраматнческий процесс. Он задает уточняющие вопросы, предлагает эксперименты в инсценировании, обращает внимание протагониста и других участников группы на то, что ускользает от внимания протагониста.

Далее следует собственно инсценирование выбранной ситуации как психодраматического эпизода для прояснения затруднений протагониста. Это инсценирование может быть неоднократным повторением с незначительным изменением и уточнением ситуации. Также это может быть последовательная смена эпизодов в которых протагонист является то участником, то наблюдателем сцены. "Многократная тренировка является особенно эффективным способом упражнения в тех случаях, когда необходимо предоставить членам учебной группы максимум возможностей опробовать в конкретных ситуациях недавно двоенные установки и формы поведения... В тех случаях, когда упражнение должно привести, в первую очередь к более полному вчувствованию в переживания других, наиболее полезной процедурой оказывается единичная инсценировка."

Важно при этом поддерживать как инициативу протагониста в экспериментировании, так и инициативы вспомогательных лиц. В этот момент причины затруднений могут быть уже очевидны для участников и психодраматиста, но не ясными и не очевидными для протагониста. В психодраме существует ряд техник, способствующих его осознанию переживаемого и его собственного поведения как источника тех затруднений в отношениях или в разрешении трудностей: ДУБЛИРОВАНИЕ, ОБМЕН РОЛЯМИ и ЗЕРКАЛО. Это три способа могут проявить для протагониста неосознаваемые аспекты его экзистенциальной реальности. Все три способа основаны на социодинамических законах, описанных Я. Морено.

ДУБЛИРОВАНИЕ основано на эмпатическом переживании и позволяет пережить вместе с протагонистом его реальность и с его позиции подсказать возможное решение затруднения. Сильной стороной теххники ОБМЕНА РОЛЯМИ является неожиданность проявления отличной от переживаемой протагонистом реальности через его присоединение к позиции значимого человека, с которым возможно имеется скрытый или осознаваемый конфликт. Идентификационный катарсис расширяет горизонт восприятия протагонистом своих трудностей в отношениях с другими.

Психодраматист или другой участник группы, возможно, вспомогательное лицо, использующее технику ЗЕРКАЛО отражает невербальное поведение протагониста, ускользающее от его осознавания.

При неоднократном, хотя и не буквальном повторении, протагонист, все более вовлеченный в действие достигает кульминационного накала чувств. Он переживает одновременно и тупик - безвыходность ситуации и, необходимость ее разрешения. В результате этого может возникнуть ИНСАЙТ как прозрение протагониста, переживания им творческого прорыва, позволяющего допустить в свою реальность новизну восприятия и понимания.

Психодраматическая сессия завершается ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ - обменом чувствами участников по поводу происходившего. Обмен начинается с левой обратной связи - в ней чувствами делятся участники, исполняющие роли в психодраматическом эпизоде; затем чувствами делятся участники, переживавшие групповой и идентификационный катарсис. Участники, наблюдающие психодраматический эпизод и воспринимающие происходившее через призму своих чувств, отличных от переживших групповой катарсис, пережили обсервационный катарсис.

Через перерыв или в следующую психодраматическую сессию можно обсудить сам групповой процесс, то есть как участники смогли понять происходившее. Такой вид обратной связи называется ПРОЦЕССАНАЛИЗ. Он особенно необходим в учебных психодраматических группах.

Используются технологии uCoz