Московская психодраматическая конференция - Библиотека.

главная

библиотека

 

 

Илона Романова

 

Статья опубликована в журнале

«Психодрама и современная психотерапия»

(№ 1-2 за 2004 год)

 

 

 

 

Цыганочка с выходом

или

о пользе спонтанности бизнес-тренера

 

 

 

Предложение организаторов второй Московской конференции по психодраме «Психодрама здесь и сейчас» провести мастерскую в формате бизнес-тренинга врасплох не застало, но несколько озадачило. Конференция психодраматическая, и значит ее участники – люди, увлеченные групповой психотерапией. На мастерскую отводится всего три часа, и за это время группу нужно увлечь, включить в работу, сотворить что-либо продуктивное, а затем эту работу как-то красиво завершить. Бизнес-тренинги по своему жанру сильно отличаются от психотерапии, на них почти всегда приходят люди, относящиеся к словам «психолог», «психология» по меньшей мере настороженно. И вообще, бизнес-тренинг – это специфическая работа. Кроме всего прочего, на конференции предугадать количество и состав участников практически невозможно, это вам не тренинг продаж по контракту с торговой фирмой, где количество участвующих продавцов указано в трудовом соглашении. Конференция, конечно, предполагает демонстрационный режим, но душа бихевиориста требует, чтобы клиент ушел с навыком…

Итак, какой теме посвятить мастерскую? Про потенциальную группу знаю очень мало. Так, кстати, бывает очень часто, когда работаешь в организации. Заказывает тренинг, как правило, руководитель или менеджер по персоналу, а участвуют – рядовые сотрудники, которые часто не подозревают ни о том, что их ждет на тренинге, ни о том, что на самом деле хочет заказчик. Про то, как тебя группа встретит, можно только фантазировать. Но есть задача – в четко отведенные часы (заказчик за переработку платить не собирается, а участники не собираются тратить свое личное время) чему-нибудь научить, и лучше всего так, чтобы вновь обретенными знаниями пользовались. И задачу необходимо выполнить, от этого уже зависит твоя собственная конкурентоспособность на рынке и востребованность. Фактически, тренер перед группой должен сплясать «цыганочку с выходом», переключить внимание на себя, а уж затем – на общие цели и серьезную работу.

Группы бывают разные. Это и новички, никогда не бывавшие на тренинге, и солидные дядьки с органайзерами, и продвинутые руководители, прошедшие все возможные формы обучения. Успех тренинга во многом зависит от того, как тренер себя позиционирует, как ему удастся установить контакт с группой, замотивировать ее на совместное движение к результату.

Вот это и будет темой мастерской. Позиционирование тренера в немотивированной группе. Попробуем потренироваться в установлении контакта с разными группами. Итак, «Цыганочка с выходом…».

Раздумывая над дизайном ворк-шопа, вспоминаю, как обучают тренеров. В вузах существует классический базовый курс «Теория и практика социально-психологического тренинга», где студентов-психологов знакомят с закономерностями групповой динамики, с этапами тренинга, стадиями развития группы, тренинговыми упражнениями. Только вот от теории до практики…Мало знать, что на первом этапе группа переживает состояние тревоги, а затем – агрессии, и эта агрессия часто направлена на тренера. Именно так группа сплачивается. Нужно успеть сообразить, что именно с этой тревогой и агрессией делать в каждой конкретной группе, как преобразовать ее в активность и творчество.

С чего начинают новички в тренинге? Со сбора ожиданий, проговаривания участниками группы своих целей и настроения. С правил – это важно. Ну и, конечно, обычно с психогимнастики. Забавные упражнения на раскрепощение, контакт, внимание. Прекрасно разогревают. Вот только не всегда солидные участники какого-нибудь корпоративного тренинга согласятся выполнять эти простые задания, сочтя их слишком легкомысленными и очень далекими от «серьезной» темы переговоров или тайм-менеджмента. Но разогрев в группе необходим, он позволяет включить участников в работу, наладить взаимодействие между ними, снять напряжение. И вот здесь психодраматический опыт незаменим.

Мое искренне убеждение – лучшие бизнес-тренеры получаются из психодраматистов. Известные техники – ролевая игра, обмен ролями, социометрия являются основой хорошего корпоративного тренинга. Кроме этого используются различные варианты работы парами или в малых группах, мозговой штурм, видео-тренинг, коллажи, групповая дискуссия, модерация и многое другое, на что только хватит фантазии тренера.

Что еще всегда важно в бизнес-тренинге, так это конгруэнтность ведущего. Тренер должен уметь показать группе тот навык, который тренирует. Это не значит, что тренер должен быть специалистом во всех областях. Он может не знать тонкостей какого-либо производства, особенностей товаров и услуг, об этом, если будет необходимо, расскажут участники. Но уж если тренируешь уверенное поведение – веди себя уверенно, если продаешь «Тренинг продаж» – сумей его продать, обучаешь вести переговоры – демонстрируй собственное умение договариваться.

Моя задача на мастерской – отработать установление контакта тренеров с незнакомыми и мало мотивированными группами. И для этого в первую очередь важно установить контакт с этой конкретной группой, о мотивации и ожиданиях которой я ничего не знаю. Есть примерный набросок плана действий в голове, но как он реализуется мне пока неизвестно.

Время спрессовано. Короткая презентация, и сразу начало. Аудитория, которая досталась для работы, очень скромных размеров. Пытаюсь сосчитать тех, кто пришел. Вижу, что стульев уже не хватает, да и места тоже. Пытаюсь быстро сообразить, как разместиться всем, в два круга можно – но тогда кто-то окажется просто зрителем, а мне нравится, когда в действии участвуют все. Ладно, разберемся по ходу дела, а пока – правила группы. Это действительно важно. Групповые правила обеспечивают не только дисциплину, но и безопасность. Например, конфиденциальность и безоценочность. Проговариваю это в любой группе, хотя, казалось бы, в этой можно не говорить – собрались психологи и психотерапевты. Но практика показывает, что увлеченные групповым процессом люди забывают о своей профессиональной принадлежности, и движимые сильными чувствами, не всегда контролируют собственные высказывания. Поэтому за высказываниями тщательно приходится следить тренеру и жестко пресекать оценки.

Предлагаю группе дополнить список правил, а затем сообщить соседу, какую личную ответственность каждый несет за их соблюдение. Делаю это не из занудности, а исключительно с методической целью. Пока собираются опоздавшие, поясняю, что выработка групповых правил сама по себе может стать интересным куском работы, с правилами можно работать долго и содержательно, например, анализируя, как они принимались, кто вносил предложения, кто спорил, как выполняются. Из процедуры принятия правил можно сделать целый тренинг командообразования или формирования корпоративной культуры фирмы.

Ну вот, теперь все в сборе. У меня есть ровно десять минут, чтобы собрать всю возможную информацию о группе, включая ожидания, снизить тревогу и переключить внимание присутствующих с поиска свободного стула на предстоящую совместную работу. Лучший способ – социометрия. Задаю несколько последовательных шкал: опыт участия в деловых тренингах, опыт в тренерской роли, что-то еще. Выясняю, что половина группы имеет не очень большой опыт тренерской работы, есть несколько очень опытных тренеров, много лет успешно работающих в бизнесе, и почти половина вообще никогда не были на бизнес-тренингах даже в роли участника. Это новость. Я по меньшей мере рассчитывала на людей, имеющих хоть какой-то опыт. Силы участников явно не равны, новички могут комплексовать. Я планировала работать с кейсами, используя реальный опыт членов группы. Но к кейсам приступать рано. Придется включать какое-нибудь задание, которое помогло бы интегрировать группу, преодолеть дистанцию между «опытными» и «дилетантами». Чувствую, что время просто несется как поезд. Ни минуты впустую. Напоследок делаю еще один социометрический выбор, разделив группу на тех, кто с сотовыми телефонами, и кто без средств связи. На меня смотрят недоуменно, но расходятся. Тут же даю команду тем, кто с телефонами – отключить их немедленно! Группа расслабленно хихикает. Честно говоря, я собезьянничала этот прием у Христиана Штадлера. Сотовые телефоны, трезвонящие в самый неподходящий момент группового процесса – это живой кошмар тренера! Безусловно, увидев такой обаятельный способ уничтожения ненавистных средств связи, я просто не могла его не приватизировать.

Делимся на две большие группы: «команду тренеров» и «команду попавших на тренинг впервые». «Тренеры» получают инструкцию поделиться между собой опытом работы в трудных группах, составить список «тренерских трудностей». «Неопытные участники» готовят такой же список о страхах и ожиданиях по поводу предстоящего тренинга. Когда списки готовы, группы делают виньетки, презентуя друг другу «взаимные ожидания». Действие проходит весело и энергично.

Теперь можно перейти к «главному блюду». Идея заключается в том, чтобы взять несколько кейсов, включающих описание заказа, темы тренинга, пожеланий заказчика, формата работы и группы, и после предварительной подготовки разработать план ведения тренинга в этой конкретной группе. Причем, достаточно разработать только первые шаги, разогрев, процедуры начала тренинга. Затем предполагается проверка «жизнеспособности» плана на площадке. В реальности часто бывает так, что договор о ведении тренинга заключает менеджер, тренер работает уже в предлагаемых обстоятельствах. Как правило, программа тренинга одобрена и утверждена заказчиком, который требует ее неукоснительного выполнения. Но перед тренером – живая группа, со своей спецификой и мотивацией, тревогами, агрессией, желанием или нежеланием чему-то учиться. Поэтому тренеру крайне необходима гибкость, умение видеть, слышать, чувствовать группу, умение быстро перестроиться и перестроить программу с учетом групповой динамики.

Время несется вскачь. Несколько мгновений размышляю, как поступить: мало времени, у меня есть заготовленные кейсы. Но все-таки принимаю решение опереться на опыт участников. Так полезнее.

Группы уже перетасованы, в каждой небольшой команде есть и опытные тренера, и новички. Все сочиняют кейсы – можно просто придумать, можно взять случай из жизни. Расходимся по коридорам и свободным классам. Спокойная групповая работа. Наконец кейсы готовы, предлагаю обменяться ими. Теперь у команд есть время разработать свой проект разогрева. Здесь важно не торопиться. Ну а я могу сделать паузу, передохнуть несколько минут и подумать, что делать дальше, тем более что до конца работы осталось меньше часа. Кейсы, придуманные командами, один лучше другого. Я понимаю, что проработать все мы не успеваем. А какой тренинг дня на два из этого материала мог бы получиться!

Группы настолько увлечены работой, что прерывать ее мне очень обидно. Но поезд времени несется мимо меня, отстукивая колесами секунды, и я сама, кажется, издаю звуки паровозного гудка. Маркирую, что все проекты представить не успеем, и предлагаю группе выбрать самые интересные. Опять социометрия, уже со стульчиками. Выбираем два случая.

Группа делегирует тренера, остальные – добровольцев, играющих роли участников этой группы. Первый кейс – тренинг продаж для украинских продавщиц-лимитчиц. Девчонки после смены, между собой не знакомы, вредные, в тренинге смысла не видят. Команда разработчиков некоторое время препирается, кто будет тренером, и как в жизни, на эту роль попадает молодой человек, который сам не очень-то хочет этот тренинг вести. «Группа» прекрасно играет свою роль, саботирует, агрессирует, на что-то реагирует позитивно. И…увлекается настолько, что не может остановиться! «Тренеру» достается по полной программе. Ему действительно безумно трудно. Мало времени, все перевозбуждены, сильные эмоции. Как жаль, что у нас нет возможности работать с этим кейсом столько, сколько необходимо. Материал для рефлексии и обсуждения просто шикарный. Но нужно решить еще одну задачу – получить обратную связь от «членов группы», какие действия тренера попадают в точку, а какие – мимо. Делаем несколько обменов ролями, пробуем разные техники и приемы, и, кажется, находим что-то нужное, что работает на контакт. Каждую идею сейчас можно проверить, но темп!

На очереди другой кейс, взятый из реального опыта одной из участниц. Это заказ на тренинг в фирме, где всех контролируют деньгами и штрафами. И снова группа, изображающая клиентов, быстро эмоционально включающаяся в предложенную роль. И снова некоторая растерянность уже другого тренера и его мужественные попытки все-таки контакт со скандальной группой установить. Призываю к «включению» профессиональной субличности. Опять обмены ролями и поиск нужного поведения. Появляются интересные наблюдения, идеи, предложения. Проверяем, выбираем подходящие. С этим материалом тоже можно еще много работать. Но отпущенное время на исходе. Пора завершать тренинг.

Очень жаль, действительно жаль, что в формате мастерской можно показать только кусочек работы. По интенсивности, по эмоциям, включенности, по количеству материала для творческой проработки тренинг был продуктивным. Что на выходе? Собрали «кошелку» идей о том, как контактировать с группой, преодолевая ее сопротивление, проверили действенность некоторых приемов, поделились опытом, узнали много новых упражнений. И все увлеченно учились друг у друга, и я училась у группы и у каждого ее участника, приобретая новый опыт и новую энергию.

В конце тренинга всегда должна быть красивая точка. Штирлиц говорил: «Запоминается последняя фраза». Но, несмотря на свою эстетскую любовь к дизайну, я редко заранее придумываю, чем закончить тренинг. Конечно, у меня в запасе всегда есть парочка идей, но кто может предугадать, как на самом деле будут развиваться события? Я почти всегда предпочитаю прислушаться к своей интуиции и довериться ей. Вот и в этот раз я не совсем представляла, чем завершу группу. В результате на шеринг осталось ровно две минуты. Задерживать группу в условиях конференции – просто некрасиво. Обсуждение, обратная связь для группы более сорока человек за две минуты – не реально. Лучше всего спросить: «Чего вы сейчас сами хотите?». «Сбросить остатки энергии», - ответила группа. Старый проверенный способ – использовать тело, движение, ритм. Тренинг закончился всеобщим танцем, похожим то ли на кадриль, то ли действительно на «цыганочку».

Уже через несколько часов меня посетила тайная графоманская мысль: хорошо бы выкроить время, собраться в тишине с мыслями и описать этот тренинг, и еще множество тренингов, своих и чужих. Со всеми трудностями, ошибками, проколами и творческими придумками. А еще лучше – записать на видео с комментариями. Такая работа, несомненно, была бы полезна и для себя, и, наверное, для других. А если бы собрать опыт многих тренеров… Нет смысла хранить в тайне свои творческие открытия, и даже ошибки. Рынок тренерских услуг сейчас, по большому счету, в стране только формируется. Клиентов хватит на всех. Важно – говорить на одном языке, тогда мы не будем портить поле друг другу, а будем воспитывать клиента и формировать его культуру. И ужасное слово «психолог» будет у возможного клиента вызывать не испуг, а уважение. Тренеры всех регионов, объединяйтесь!

 

 

Литература:

 

Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. М., 2000.

Кларин М. В. Корпоративный тренинг от А до Я. М., 2000.

Кроль Л. М., Михайлова Е. Л. Тренинг тренеров: как закалялась сталь. М., 2002.

Кроль Л. М., Пуртова Е. А. Инструменты развития бизнеса: тренинг и консалтинг. М., 2002.

 

Используются технологии uCoz