Московская психодраматическая конференция - Библиотека.
Галина БЕДНЕНКО
Сотворение мира - важнейшая часть любой мифологии. Это всегда история про то, как из Ничего появилось вначале Нечто, а потом Все. Появление человека, как неотъемлимая часть сотворения мира, его окончательный итог характерен для большинства космогоний . Это величественная и прекрасная картина постепенно развертывающаяся не только перед наблюдателями (слушателями) истории, но в мифодраме - перед самими участниками действа. Наблюдателей - нет. Все - вначале - во всем. Затем начинаются процессы отделения и индивидуализации… Для участников действа это обычно мощная ресурсная драма, дающая возможность "припасть к истокам" самого миросотворения и получить некую изначальную жизненную силу, способная дать понимание естественных законов и правил этого мира, ощутить - или вдруг увидеть - свое место в этом мире, как человека, как одного из людей…
В каждой мифологии сотворение мира имеет собственный характер. Аккадо - шумерская мифодрама вообще имеет какой-то архаический, глубокий и ритуальный характер. Это то, что сложно объяснить, можно лишь на себе почувствовать. Предполагают, что этот текст был частью ритуалов новогоднего праздника, что возвращает нас к идее М. Элиаде о ритуальном сотворении мира каждый раз, когда он находится в разрыве цикла - в Новый Год.
Особенность аккадо-шумерской мифологии - в ее первобытной мощи и стихийности, и вместе с тем в очень настойчивом (и успешном!) стремлении к упорядочиванию мира. Это поистине мифология упорядочивания хаоса! Неслучайно именно Тиамат - Великая Мать аккадо-шумерской Вселенной становится самим олицетворением хаоса, символом Разрушающей Матери в юнгианской аналитической психологии и современной европейской эклектичной, постмодернистской мифологической культуры (ее влияние и воплощение мы видим в современной прозе и многочисленных литературных аллюзиях, в кино, текстах песен рок-групп и эстетике современной готической - как самой образованной молодежной субкультуры).
Отчетливо проявляет в аккадо-шумерском сотворении мира смена и борьба поколений, рождение детей с новыми качествами и умениями, своеобразное развитие внутри рода. В то же время этой раскрывающейся новой силе противостоит инертность и пассивность изначального. Здесь нет, в отличие от греческой космогонии, главного положительного и единственного героя. Все божества оказываются частью родовой (и мировой!) системы, каждый становится на свое место и в этом и воплощается истинный порядок вселенной. Находится место и хранителям порядка (ловким, или неловким, как Ану), и непредсказуемым властителям (родителям), и трикстерам (как негативным - Мумму, так и позитивным - Эа), и хрестоматийному патриархатному герою - Мардуку, воинственному и сияющему. А в результате все становится на свои места и рождается мир.
Аккадо-шумерское творение мира очень социально, грамотно
политически устроено. В этой мифологии большее значение имеют властители и
их советники (как хорошие, так и дурные), союзники и бунтовщики. Этот
порядок выстроен могучими богами, но есть время и место, когда его можно и
нужно нарушить. Об этом рассказывают и другие мифы этой цивилизации.
Драма о сотворении мира подходит для начала большого мифодраматического цикла, для первоначального введения в мифологический материал современных людей. Она вводит человека в мифологическое время и пространство, в свой особый мир. Любое сотворение мира как правило "разворачивается" довольно неспешно, но вместе с тем несет огромную первобытную мощь. Эта драма во многом может служить созданию некоей всеобщей атмосферы в группе, способствовать доверию и спонтанности внутри нее, помогая раскрывать свои чувства и переживания, и в большой степени организовать сплоченность.
Если брать функцию мифодрамы как разогрева на конкретную тему в клиентской группе, то в данном случае это будет тема отцовской и материнской власти и восстания против родительского всевластия, конфликта поколений, однако не конкуренции с отцом, а преемственности сына. Это в любом случае будет ресурсная драма, позволяющая каждому частнику найти и определить свое место в мире в каждый момент времени, а также прикоснуться к первичной силе творения.
Первая табличка начинается описанием первобытного хаоса, не существовало еще ни земли, ни неба. Праотец Апсу и праматерь Тиамат смешивали свои воды. В те же незапамятные времена был создан могучий и свирепый советник Мумму.
Именно тогда появились боги Лахаму и Лахму, а возможно, и другие боги первого поколения. От них родились Аншар и Кишар, которые создали по своему подобию Ану. Затем Ану породил Эа (Нудиммуда).
Апсу не понравился образ действий молодого поколения богов, которые беспокоили его своим поведением, видимо желая отделить стихии и упорядочить хаос. Он задумал уничтожить своих детей, хотя Тиамат всячески отговаривает его. Однако Мумму поддержал Апсу и это решило дело.
Боги, узнав об опасности, приходят в ужас. Но мудрый Эа при помощи заклинания усыпил Апсу и убил его, разрубив на куски, а Мумму пленил и лишил его магической силы. После этого Эа построил себе дом Апсу, где его жена Дамкина родила ему прекрасного сына Мардука. Родители не могли нарадоваться на свое творенье, Ану подарил ему четыре ураганных ветра, которые тревожили Тиамат.
Подстрекаемая другими богами, Тиамат решила отомстить молодому поколению за смерть Апсу. Она создает армию чудовищ - змей, драконов, псов, рыболюдей, человеко-скорпионов. Один из богов первого поколения - Кингу - делается ее мужем, ему она вручает таблицы судеб.
1 Когда вверху не названо небо,
А суша внизу была безымянна,
Апсу первородный, всесотворитель,
Праматерь Тиамат, что все породила,
5 Воды свои воедино мешали
Тростниковых загонов тогда еще не было,
Когда из богов никого еще не было,
Ничто не названо, судьбой не отмечено,
Тогда в недрах зародились боги,
10 Явились Лахму и Лахаму и именем названы были.
И пока они росли и мужали,
Тогда родились Аншар и Китар.
Они дни копили, множили годы,
И наследник их -Ану, - отцам своим равный.
15 Ану-первенца Аншар себе уподобил.
Нудиммуда сотворил по своему подобию Ану.
Нудиммуд, отцами рожденный своими,
Он разумом светел, многомудр и всесилен,
Аншара, деда его, превзошел он премного,
20 Меж богов-сородичей нет ему равных.
Толпой собираются сородичи-боги,
Тревожат Тиамат, снуют, суетятся,
Чрево Тиамат они колеблют
Буйным гамом в верхних покоях
25 В Апсу не утихает их гомон
Но спокойна, безмолвствует Тиамат,
Хотя тягостны ей их повадки
Не добры их пути, она же щадит их
Апсу, великих богов творитель,
30 Кличет Мумму советника, так ему молвит
"Советник мой Мумму, веселящий мне печень'
Давай пойдем-ка с тобой к Тиамат"
И они пошли, пред Тиамат воссели
О богах, своих первенцах, думали думу
35 Апсу уста свои открыл,
Кричит раздраженно, обратясь к Тиамат
"Мне отвратительны их повадки'
Мне днем нет отдыха, покоя - ночью'
Их погублю я, дела их разрушу'
40 Да утихнут звуки, во сне да пребудем'"
Едва такое услышав, Тиамат
Взъярилась, накинулась на супруга,
В одинокой ярости вопияла горько,
Злобою полнилось все ее чрево
45 "Как Порожденье свое уничтожим?
Пусть дурны их пути - дружелюбно помедлим!"
Тут Мумму к Апсу обратился с советом,
Недобр и неласков совет был Мумму
"Уничтожь, отец мой их злые повадки'
50 Будут дни твои мирны, будут ночи покойны!"
Апсу то слышит - светлеет ликом,
Ибо злое он первенцам своим замыслил.
Тут обхватил он за шею Мумму,
Посадил на колени, ласкать его начал
55 О том, что в совете они порешили,
Богам, своим первенцам, они сказали
Услышали боги о том, заметались
После затихли, безмолвно сидели
Но разумом мудрый, хитроумный, искусный,
60 Всеведущий Эйа придумал выход
Он создал образ, завершил и закончил,
Заклинанье святое сотворил премудро,
Поверил громозвучно, отправил в Воды
Излилась дремота, сном окружила -
65 Апсу усыпил он сном излиянным
Цепененье охватило советника Мумму
Эйа перевязь снял, сорвал тиару -
Апсу сиянием овладел он
Апсу сковал он и предал смерти
70 Он Мумму пленил, на засов его запер
Он возвел над Апсу себе чертоги
Надсмеялся над Мумму, протащил на веревке
Как разбил, уничтожил своих супостатов,
Укрепил над врагами победу Эйа
75 Отдых вкусил в потаенном покое
"Апсу" нарек он покои, кумирней сделал,
Для брака святого их предназначил
Там с Дамкиной, супругой, возлег Эйа в величье.
В покое судеб и предначертаний
80 Бог зачал мудрейшего из мудрых
В Апсу зарожден был Мардук
В светлом Апсу зарожден был Мардук
Эйа, родитель, там его создал,
Дамкина, мать его, породила
85 Грудью богини был он вскормлен.
Благоговея, мать его питала.
Его лик был прекрасен, сверкали взгляды!
Изначально властна, царственна поступь!
Узрел его Эйа, отец-творитель, -
90 Весельем и радостью наполнилось сердце.
91 Он воспринял его совершенство,
9la Наградил его божьей силой двойною.
Он ростом велик, среди всех превосходен,
Немыслимо облик его совершенен -
Трудно понять, невозможно представить.
95 Четыре глаза, четыре уха!
Он рот раскроет - изо рта его пламя!
Он вчетырежды слышит мудрейшим слухом,
И всевидящи очи - все прозревают!
Средь богов высочайший, прекраснейший станом,
100 Мышцами мощен, ростом всех выше!
"Малыш мой, сыночек! Малыш мой, сыночек!
Сыночек-солнце! Солнышко божье!"
Нимб его - десяти богов сиянье!
Пятьдесят сияний его окружает!
105 Породил Ану четыре ветра,
Вложил ему в руки - "Подарок сыночку!" -
Он сотворил ураганы и вихри,
Он топи создал, что гнетут Тиамат.
Днем и ночью томится, мятясь, Тиамат,
110 Тяжко богам, нет покоя от ветров,
Зло задумали своим чревом,
Тиамат, праматери, так они молвят:
"Как Апсу любимого твоего убивали,
Не пришла ты на помощь, сидела молча.
115 Четыре вихря ужасных сотворил Ану,
Твое чрево трясется, и мы бессонны!
Апсу твой любимый да падет на сердце!
И Мумму пленный - одна ж ты осталась
Не ты ль наша матерь? И мечешься в страхе!
120 Нас, что так маются, нас ты не любишь!
В бессоннице высохли наши очи!
Сбрось ярмо, и покой получим!
Сразись, отомсти за Апсу и Мумму!
Порази врагов, преврати их в тени!"
125 Услыхала Тиамат - ей любы речи.
"Благо - совет ваш, ураган поднимем!
Уничтожим богов в разгаре битвы!
Сраженье устроим, богам отплатим!"
Они вокруг Тиамат столпились,
130 Днем и ночью, взбешенные, помышляют о мести,
Львы рычащие, они готовятся к бою.
Держат совет, дабы устроить битву.
Матерь Хубур, что все сотворяет,
Неотвратимое множит оружие, исполинских делает змеев!
135 Остры их зубы, их клыки беспощадны!
Она ядом, как кровью, их тела напитала,
В Ужас драконов свирепых одела,
Окружила нимбами, к богам приравняла.
Увидевший их - падет без силы!
140 Если в битву пойдут, то уже не отступят!
Гидру, Мушхуша, Лахаму из бездны она сотворила,
Гигантского Льва, Свирепого Пса, Скорпиона в человечьем обличье,
Демонов Бури, Кулилу и Кусарикку.
Безжалостно их оружие, в битве они бесстрашны!
145 Могучи творенья ее, нет им равных!
И еще сотворила одиннадцать этим подобных!
Из богов, своих первенцев, что совет составляли,
Кингу избрала, вознесла надо всеми -
Полководителем, Главным в Совете,
150 С оружьем битвы скликающим к бою,
Распределителем добычи
Всех отдала под власть его, на престол посадила.
"Надо всеми в Совете тебя вознесла я'
Все божьи решенья в твою руку вложила!
155 Всех ты превыше, супруг мой единый'
Над Ануннаками вознесу твое имя'"
Таблицы судеб ему вручила, на груди его укрепила.
"Лишь твои неизменны приказы, уст твоих нерушимо Слово!"
Ныне, как Кингу взнесен, дали сан ему Ану,
160 Средь богов, сынов его, судьбу он судит
"Твоих уст речения да исторгнут пламя'
Яд, что собрали мы, вражью мощь да погубит'"
Содержит 129 строк Эйа узнает о приготовлениях Тиамат к бою и идет к Аншару, чтобы сообщить об этом… Он предлагает Эйе - победителю Апсу и мудрейшему из богов - попытаться усмирить ярость Тиамат Текст ответа Эйи разрушен, но из сохранившихся отдельных слов и из дальнейшею контекста ясно, что он советует отправить Ану на разведку и переговоры с Тиамат Ану идет, но, взглянув на Тиамат, возвращается в страхе ему не осилить ее, он не осмелился даже предстать перед нею Боги в тяжком раздумье. И тут Аншар вспоминает о юном Мардуке Мардук, которого предварительно наставляет Эйа, предстает перед богами Он согласен сразиться с Тиамат, но выдвигает свои требования
123 "Если я мстителем за вас стану,
Чтоб Тиамат осилить и спасти ваши жизни, -
125 Соберите Совет, возвысьте мой жребий'
В Убшукине радостно все вместе воссядьте'
Мое Слово, как ваше, да решает судьбы'
Неизменным да будет все то, что создам я!
129 И никто приказ моих уст не отменит'"
[…Узнав о злодеяниях Тиамат, Лахму и Лахаму разражаются стенаньями Затем все собираются на Совет. "Роскошный пир и большое количество вина способствуют тому, что боги решают уступить Мардуку первенство над ними".]
129 Они собрались и отправились вместе -
Все великие боги, что решают судьбы
К Аншару пришли, Убшукину заполнили.
Поцеловали друг друга, обнялись в Совете.
Повели беседы, на пиру воссели
Вкусили хлеба, вина испили
135 Сладкое питье в нутpo их бежало
Отяжелели плотью они oт пива
Взвеселились весьма, взыграла их печень,
138 И Мардуку, мстителю, вручили судьбы
Мардук восседает на троне, остальные боги восславляют его, но просят доказать свое могущество. По слову Мардука исчезает, а затем появляется звезда, и уже никто не сомневается в его величии. Всемощий бог вооружается для битвы, берет лук, стрелы, булаву, сеть. Семь ветров служат Мардуку, а четыре урагана, подарок Ану, он запряг в колесницу и бросился в бой, зажав в руке траву заклинаний.
Вначале Мардук и Тиамат обмениваются взаимными обвинениями, а затем начинается битва. Владыка набрасывает на праматерь сеть и пускает ей в чрево буйный вихрь. Затем он пронзил ее стрелой, разрезал ей внутренности и вынул сердце. После победы над предводительницей Мардук истребляет все ее воинство, берет в плен Кингу и отнимает у него таблицы судеб. Немного отойдя от битвы, всемогущий бог разрубил попалам тело поверженной Тиамат. Одну половину он поднял вверх и сделал небом, а другую - землею. На небе он создал Эшарру - подобие земного жилища Апсу - и поселил там Ану, Энлиля и Эа.
Ему воздвигли престол почета.
Пред отцами он сел для участья в Совете
"Сколь же славен ты меж богов великих
Несравненна судьба твоя, твое Слово - Ану!
5 Мардук, славнейший средь богов великих'
Несравненна судьба твоя, твое Слово - Ану'
Непреложно отныне твое повеленье,
Вознести, ниспровергнуть - в руке твоей ныне!
Твои истинны речи, слова не ложны,
10 Ни один из богов твоих границ не преступит!
Ты - опора и мудрость храмов божьих,
В их святилищах место займешь ты отныне!
Лишь ты, о Мардук, наш отомститель!
Надо всей вселенной мы даем тебе царство!
15 Воссядь же в Совете, твое Слово владычно!
Да будет без промаха твое оружье, да поразит оно вражью силу!
Кому веришь ты - спасена того жизнь, о Владыка!
Но бога, что злое замыслил, - погуби его душу!"
Звезду меж собою они положили.
20 Первородному Мардуку так сказали:
"Ты возвышен, Владыка, надо всеми богами!
Уничтожить, создать - прикажи, так и будет!
Промолви же Слово - звезда да исчезнет!
"Вернись!" - прикажи - и появится снова!"
25 По слову уст его звезда исчезла.
"Вернись!" - приказал, и она появилась.
Боги-отцы, силу Слова увидя, Ликовали и радовались:
"Только Мардук -властитель!"
Дали жезл ему, трон и царское платье,
30 Оружье победное, что врагов поражает.
"Ступай же, жизнь прерви Тиамат!
Пусть ветры развеют ее кровь по местам потаенным!"
Как боги-отцы решили судьбу Владыки,
Путем удачи, дорогой успеха пустили.
35 Он лук избрал оружием в битве,
Изготовил стрелы, тетиву приладил.
Булаву схватил он своею десницей,
Лук и колчан на боку повесил.
Выпустил молнию перед собою,
40 Сверкающим пламенем наполнил тело.
Он сделал сеть: уловить изнутри Тиамат
Он четыре ветра поставил, ничто из нее чтоб не вышло,
Дар отца его Ану, он вдоль сети расставил ветры.
Он создал Разрушающий Ветер, Ураган и Песчаную Бурю,
45 Четыреждымощный ветер, Семишквальный,
Мятежный, Непостоянный Ветер.
Он направил ветры, что сотворил он, - всю семерицу,
За ним они встали - изнутри сотрясать Тиамат.
Потоп, оружие грозное, поднял Владыка.
50 На страшную взошел колесницу - непобедимых Вихрей.
Он их поставил, он впряг всю четверку в упряжку:
Душегубца, Злодея, Топчуна, Быстроскока.
В оскале их пасти, их клыки ядовиты.
Покоя не ведают, убиение знают.
55 Он поставил направо Бой Свирепый и Натиск,
А налево поставил Отпор - отраженье ударов.
Ужасом, словно плащом, он покрылся.
Он главу окружил сиянием грозным.
Вышел владыка, вперед устремился,
60 К Тиамат яростной путь свой направил.
Вложил в уста свои заклинанье,
Ядовитые травы зажал в руке он.
И тут вокруг него заметались, боги вокруг него заметались.
Боги, отцы его, заметались, боги вокруг него заметались.
65 Владыка приблизился заглянуть в Тиамат,
Кингу, супруга ее, разведать планы.
Глядит - и сбивается его походка,
Мутится разум, мешаются мысли.
И боги-помощники, что с ним рядом стояли,
70 Потемнели ликом, как героя узрели.
Заклинанье он кинул - Тиамат не двинула шеей.
На устах ее - дикая злоба, в уме - вероломство.
"Что же ты вышел и боги сгрудились так тесно?
С мест своих они на твое посбивались место?!"
75 Потоп, оружие грозное, поднял Владыка.
Тиамат взбешенной, так он ей крикнул:
"Что ты для виду добро предлагаешь,
А сердцем злобным измышляешь сраженье?
Кричали сыны - отцы их презрели,
80 А ты, их праматерь, ненавидишь милость!
В полюбовники Кингу ты избрала,
В сан Ану ввела, ему не должный!
Владыке богов Аншару ты уготовила злое!
И богам, отцам моим, ты также зло замышляешь!
85 Да будут войска твои готовы, да будет поднято оружье!
Становись! Ты и я сойдемся в сраженье!"
Когда это услыхала Тиамат,
В мыслях помутилась, потеряла рассудок.
Взревела, вверх взвиваясь, Тиамат,
90 От подножья до верха сотряслась ее туша:
Чары швыряет, заклинанья бормочет.
А боги к сраженью оружие точат.
Друг на друга пошли Тиамат и Мардук, из богов он мудрейший,
Ринулись в битву, сошлись в сраженье.
95 Сеть Владыка раскинул, сетью ее опутал.
Злой Вихрь, что был позади, он пустил пред собою,
Пасть Тиамат раскрыла - поглотить его хочет,
Он вогнал в нее Вихрь - сомкнуть губы она не может.
Ей буйные ветры заполнили чрево,
100 Ее тело раздулось, ее пасть раскрылась.
Он пустил стрелу и рассек ей чрево,
Он нутро ей взрезал, завладел ее сердцем.
Ее он осилил, ей жизнь оборвал он.
Труп ее бросил, на него наступил он.
105 Как убил он предводительницу Тиамат, -
Рассеялось войско ее, разбежались отряды.
А боги-соратники, что с ней выступали,
От страха дрожа, назад повернули,
Убежали, жизни свои спасая,
110 Но в кольце оказались, ускользнуть не сумели.
Он в плен их забрал, разбил их оружье.
Брошены в сеть, очутились в ловушке.
По углам забившись, рыдали тяжко.
Понесли наказанье - в заключенье попали.
115 А одиннадцать, тех, что грозили страхом,
Скопище тварей, что шло с ней справа,
Он бросил в оковы, связал им руки,
Все их воинство он растоптал под собою.
И Кингу, что был надо всеми главным, -
120 Он сковал его, Демону Смерти предал.
Он вырвал таблицы судеб, что достались тому не по праву,
Опечатал печатью, на груди своей спрятал.
Как разбил, уничтожил он своих супостатов,
Как бык растоптал врагов надменных.
125 Укрепил над врагами славу Аншара.
Мечты Нудиммуда исполнил Мардук храбрейший,
Над богами закованными он закрепил победу.
К Тиамат, что он одолел, он снова вернулся.
На ноги Тиамат наступил Владыка.
130 Булавой беспощадной рассек ей череп.
Он разрезал ей вены, и поток ее крови
Северный ветер погнал по местам потаенным,
Смотрели отцы, ликовали в веселье.
Дары заздравные ему послали.
135 Усмирился Владыка, оглядел ее тело.
Рассек ее тушу, хитроумное создал.
Разрубил пополам ее, словно ракушку.
Взял половину - покрыл ею небо.
Сделал запоры, поставил стражей, -
140 Пусть следят, чтобы воды не просочились.
Пересек небосвод, обозрел пространство.
Подобье Апсу, чертог Нудиммуда, он измыслил.
Размеры Апсу измерил Владыка.
Отраженье его - Эшарру создал.
145 Эшарру, кумирню, что поставил на небе.
Ану, Энлилю и Эйе в их созвездьях-святилищах устроил стоянки.
[Содержит 156 строк.] Затем Мардук сотворил звезды на небе, дал сияние Луне и Солнцу, определил день и ночь. В поврежденной части таблицы возможно рассказывалось о создании растений и животных. Последняя часть посвящена восхвалению Мардука другими богами.
Он устроил стоянки богам великим.
Звезды-планеты, подобья богов, он сделал.
Он год разделил - начертил рисунок:
Двенадцать месяцев звездных расставил он по три.
5 Когда ж начертил он на небе рисунок дней года,
Закрепил он стоянку Неберу, дабы центр указать всем звездам.
Никто бы не погрешил, не стал бы небрежен!
По сторонам Неберу он сделал стоянки Энлилю и Эйе.
С обеих небесных сторон открыл он ворота.
10 Он затворы поставил справа и слева.
Он зенит во чреве Тиамат поставил.
Дал сияние Месяцу - хранителю ночи!
Научил его сотворению дня - для распознания суток!
"Не прекращая, весь месяц, изменяй рисунок тиары!
15 Вначале, над страною вздымаясь,
Рога тиары взноси до дня шестого!
В день седьмой появись в половине тиары!
На пятнадцатый день удвой половины - и так каждый месяц!
Когда ж солнце тебя на горизонте узреет,
20 Уменьшайся в короне, отступай обратно!
Исчезая, к дороге солнца приблизься,
И на тридцатый день вновь вставай против солнца!"
[Разбито более 20 строк ]
45 Когда дни справедливые солнцу назначил,
Стражей дня и ночи поставил,
Истеченье слюны Тиамат
Мардук собрал и согнал ее в тучи,
Сгрудил ее в облака кучевые
50 Веянье вегра, дожди и холод,
Воздымание бури - ее слюны истеченье -
Распределил, своей власти доверил
Он поставил главу Тиамат, он на ней гору насыпал.
Он бездну открыл - устремились потоки
55 Тигр и Евфрат пропустил он сквозь ее очи
Ее ноздри заткнул он - накопил там воды
Насыпал на грудь ее гору крутую
Дабы воды собрать, устроил ямы
Загнул ее хвост, скрутил как веревку, -
60 Укрепить Апсу под ногами своими
Сделал ляжки ее опорою неба
Отделил половину ее - поставил землю
Он прах закрепил внутри Тиамат
Сеть размотал, освободил ее тело
65 Так создавал он небо и землю
Связь небес и земли скрепил он прочно
Затем он назначил свои ритуалы, установил свои обряды.
Бразды правленья велел взять Эйе
Таблицы судеб принес, что забрал у Кингу, -
70 Дар заздравный, - одарил им Ану .
Перевод В.К. Афанасьевой
Апсу - пресные воды, первосущество шумерской вселенной. в шумеро-аккадской мифологии. Муж Тиамат.
Тиамат - соленые воды, первосущество шумерской вселенной. Воплощение хаоса. Часто Тиамат изображалась в виде дракона или семиголовой гидры.
Ану - бог неба. один из трех верховных богов в шумерском пантеоне. Его имя пишется знаком, обозначающим понятие "бог". Согласно мифам Ан породил от богини земли Ки Энлиля, бога воздуха. Энлиль, "первый сын Ана", в ряде случаев становится соперником отца. Ан обычно изображается пассивным и бездеятельным, но нередко он враждебен людям. Символом Ана является рогатая тиара. Согласно данной поэме, Ану - сын Аншара, один из представителей младшего поколения богов, его порождением является премудрый бог Эа.
Эйа (Эа, Энки) - один из главных богов шумеро-аккадского пантеона. Бог плодородия, хозяин мирового океана поземных вод Абзу, владыка божественных сущностей ме, носитель культуры и творец мировых ценностей; он создал плуг, мотыгу, форму для кирпича; изобрел огородничество, садоводство, медицинские травы. Энки наиболее благожелательно из всех великих богов относился к человечеству. Согласно данной поэме, Эа был сыном Ану, он победил праотца Апсу и на месте его гибели воздвиг себе дом, где Дамкина родила прекраснолицего Мардука.
Мардук - главный бог вавилонского пантеона, хотя его имя по происхождению шумерское. Первые письменные упоминания о нем, как о божестве весеннего солнца, относятся к середине III тыс. до н. э., во время III династии Ура упоминается уже как покровитель Вавилона. С возвышением Вавилонского царства в XIX-XVI вв. до н. э. Мардук постепенно занимает центральное место в иерархии богов и приобретает черты других божеств. Наиболее полно генеалогия Мардука представлена в данной поэме - он был порожденьем Эа и Дамкины, победил силы хаоса и мрака в образе праматери Тиамат, создал небо, землю и все живое. По его замыслу бог Эа сотворил человека.
В нововавилонский период Мардук стал единой божественной силой, проявлявшей себя во множестве форм. Символом его был серповидный топор и дракон Мушхуш. В астрологии ему соответствовала планета Юпитер и созвездие Тельца.
<...>
Персонажи: Апсу и Тиамат (играют все участники). Лахму и Лахаму (снимают прежние роли, выбирают себе новые). Аншар и Китар (из имеющихся участников). Ану. Другие боги, в том числе неназванные боги - первенцы Тиамат.
Сюжет: вначале отделенные друг от друга в пространстве соленые и пресные воды начинают смешиваться. Затем из них рождаются Лахму и Лахаму. От них рождаются Аншар и Китар. Аншар и Китар дают рождение Ану, наследнику.
Персонажи: Апсу, Тиамат, [Лахму, Лахаму, Аншар, Китар], Ану, Эйа - Нудиммуд. Мумму - советник Апсу. Другие боги, в том числе неназванные боги - первенцы Тиамат.
Сюжет: Ану сотворяет Нудиммуда (Эйа), сына. Богов много, они начинают своей деятельностью мешать Тиамат и Апсу. Апсу жалуется и гневается на младших богов, но Тиамат сердится на него и призывает к спокойствию. Тогда Мумму подстрекает Апсу уничтожить богов.
Персонажи: Апсу, Тиамат. Мумму. Ану, Эйа. Другие боги, в том числе неназванные боги - первенцы Тиамат.
Сюжет: На совете богов Апсу объявляет о своем решении младшим богам и уходит. Боги подавлены, но затем Эйа творит заклинание, направляет его в воды Апсу и усыпляет его и его советника Мумму. Эйа отбирает у Апсу его сияние и его корону, сковал его и умертвил. Над Апсу возвел себе чертоги. Мумму пленил, затем протащил его на веревке и тоже умертвил. Свои чертоги он называет Апсу и предается там отдыху (с супругой Дамкиной).
Персонажи: Тиамат. Ану. Эйа, Мардук. (Дамкина) Другие боги, в том числе неназванные боги - первенцы Тиамат.
Сюжет: У Эйа и Дамкины рождается сын Мардук. Ану дарит ему четыре ветра.
Персонажи: Тиамат, Ану, Эйа, Мардук. Другие боги (подстрекатели). Чудовища Тиамат.
Сюжет: Боги-подстрекатели (первенцы Тиамат) приходят к Тиамат. Тиамат собирается на битву и творит чудовищ. Она выбирает Кингу (из богов - первенцев) себе в супруги и дает ему титул и права Ану, вручает таблицы судеб.
Персонажи: Тиамат, Эйа, Аншар, Ану, Мардук, Кингу, (чудовища Тиамат).
Сюжет: Эйа идет к Аншару сообщить о приготовлениях Тиамат к бою. Аншар советует Эйе помириться с Тиамат. Эйа отправляет Ану на разведку, и тот сильно пугается Тиамат, говорит, что ее не осилит. Аншар вспоминает о юном Мардуке.
Персонажи: Мардук, Тиамат, Эйа, Аншар, Ану, (чудовища Тиамат), Кингу. (Лахму и Лахаму)
Сюжет: Эйа предварительно наставляет Мардука о том, какова ситуация. Когда приходят боги просить Мардука, он выдвигает свои требования и претендует на власть среди богов. Лахму и Лахаму узнают о злодеяниях Тиамат, тоже приходят на совет богов, пьют вино и пиво, едят, после чего вручают Мардуку все полномочия.
Персонажи: Мардук, сыновья - первенцы Тиамат, Кингу, Эйа, Ану.
Сюжет: Мардук ставит сети на Тиамат и окружает ее четырьмя ветрами, что подарил ему Ану. Затем создал семь ветров, чтобы направить их внутрь Тиамат. Затем собрал ядовитые травы и заклинанья и двинулся навстречу. Боги вокруг все испугались. Но Тиамат не шелохнулась. Мардук обвиняет Тиамат в злодеяниях и предательстве своих сыновей. Тиамат и Мардук борются. И Мардук побеждает. Ее войско бежит, но убежать не может, оказавшись в ловушке ветров и сети. Они забиваются по углам и тяжко рыдают. Мардук убивает Кингу и отнимает у него таблицы судеб.
Персонажи: Мардук, Тиамат (части тела Тиамат), Эйа, Ану, стражи Неба, Дня и Ночи, Месяц.
Сюжет: Мардук восхваляет славу Аншара и говорит о воплощении мечты Нудиммуда (Эйа). Рассекает череп Тиамат и разрезает ей вены. Отцы - боги радуются. Из половины тела Тиамат Мардук делает Небо, остальное осталось морем. (Поставил стражей Неба, от Земли и Моря). Измерил Апсу и сделал его отражение Эшарру - храм на небе. Ану, Энлилю и Эйе он поставил стоянки - созвездия на небе. Мардук учит Месяц ходить по небу. Ставит стражей Дня и Ночи. Из слюны Тиамат Мардук делает облака. Из головы Тиамат сделал гору. Сквозь очи Тиамат пустил реки Тигр и Евфрат. Из остальной ее плоти сделал землю. Грудь стала горами. Загнул ее хвост, закрутил, чтобы укрепить землю. Затем назначил ритуалы и установил свои обряды. Бразды правленья отдал Эйе, а книгу судеб вернул Ану.
Персонажи: Мардук, Эйа, Кингу, ануннаки и игиги, другие, высшие боги по желанию. Человек или люди.
Сюжет: Мардук решает построить храм - обиталище всех богов. Он прощает аннунаков и игигов, которые выступали на стороне Тиамат, и поручает им построить храм. Затем, глядя на то, как боги пытаются это сделать, Эйа советует Мардуку создать людей. Для этого нужна кровь бога, и когда боги выдают Кингу как зачинщика, именно он приносится в жертву. Из крови Кингу и глины Эйа творит человека. Наставляет его.
Внезапно, когда боги решили принести Кингу в жертву, он встал перед ними и сказал, что все их усилия тщетны. Что когда-то было великое и неделимое Нечто, а чем больше мир дробится на множество отдельных частей, тем более ничтожны все эти части. И что пройдет время, мир разделится еще на большее количество частей и богов забудут. Боги попытались ответить, возразить Кингу, но в большинстве своем оказались напуганы или озабочены.
Я впервые участвовал в драме про Сотворение мира и она действительно оказалась очень сильной. Лично для меня это была история про основополагающие принципы бытия, жизни активности. Для того чтобы происходило НЕЧТО, необходимы два компонента: ресурс и активность. Их можно понимать как женское и мужское начала. После их соединения начинает что-то происходить. Но каждое событие требует затраты изначального ресурса. Изнутри драмы мне очень четко передалось движение между двумя пунктами небытия. От небытия с максимальным ресурсом и единственным импульсом, через растрату ресурсов и наращение созидательных импульсов к моменту, когда дробление ресурсов достигает такой фазы, что никакой импульс не может из них выдавить новой жизни.
Жизнь только между этими точками. От нулевой до полной энтропии.
Из роли частицы мира до начала творения:
Было ощущение самодостаточности и покоя. Когда Апсу начал движение, хотелось держаться ближе к нему, чтобы не потерять эти чувства. Не было ощущения индивидуальности. Когда перемешались воды, пугало ощущение, что теперь вокруг что-то инородное, не похожее на меня. Именно это позволило почувствовать индивидуальность. Это ощущение мне не нравилось, хотелось вернуться к первоначальному покою и растворенности.
***
Как Мумму я родилась именно из чувства страха - вокруг было что-то незнакомое, не такое как я. Хотелось от этого убежать. Когда появились другие боги это испугало - у них была своя индивидуальность, свои желания, они отличались от моих, это было очень странно и страшно. Я держалась рядом с Апсу, так как чувствовала, что он - исток, и что его нельзя потерять.
Я пыталась подтолкнуть его к тому, чтобы он что-то сделал с новыми богами, их снова растворил. Когда у них появились имена, это я восприняла как что-то роковое - теперь будет сложно вернуться к первоначальному покою.
Будучи пойманным и заточенным Энки я чувствовал, что так даже лучше - это наиболее хороший выход из ужасной ситуации. Обратно уже не вернуться, а так создается хоть какое-то подобие первоначального покоя.
Ощущение полной растворенности вначале, и вместе с тем каком-то всемогуществе. "Я - есть все!". Внутренняя тишина и вакуум. Это именно не ощущение гармонии, а именно ощущение пустоты, полной тишины, затаенности. В тот момент, казалось, что мы можем просидеть так еще очень долго. И если бы я сделала первое телодвижение, то это было бы насилие над ролью.
Ощущение в тот момент было очень сродни тому, как когда подходишь к песочнице с сухим песком, в которой еще ничего нет, нет фигурок и нет никого, и запускаешь в песок руки. Ощущение чего-то сильного и древнего. И когда в этой пустоте и тишине Апсу делает первое движение - это ощущалось словно волна прокатилась по спокойной водной глади, еще можно было бы сравнить, как если тело погружается во что-то, чего оно до сих пор никогда не ощущало.
Почему я пошла на встречу - это хороший вопрос, особенно учитывая то, что я не встала на пути, а встала в стороне (это я уже потом вспомнила...), как бы пропуская в свои воды, одновременно и не давая согласия, но и не давая прямого отпора. И в этот момент было обострение возникновения чувства, как в мире появилось что-то чужеродное, не знакомое и совсем другое. Оно было более активно, в каком-то смысле, если уже анализировать, то восприятие было Апсу, как огненной стихии.
Когда произошло рождение - это был как будто эксперимент. С одной стороны это шаг, что бы понять, что Я теперь есть, потому что прежнее Я уже растворилось, оно смешалось с чем-то еще, а новое Я еще не осознанно. Можно было бы назвать это осознанием новой Персоны. А потом снятие с себя ответственности, как если бы эксперимент был неудачный. И здесь уже есть два не Я - это Апсу и дети, но Я так до сих пор осталось не осознанным.
Все остальные действия - это, скорее всего, все то, что направлено на снятие с себя ответственности. Желание все вернуть обратно - нереально! И есть понимание этого.
Сложным моментом была смерть Апсу - его смерть не была желанной и, скорее, это трагедия, из-за которой появляется ненависть даже к тому, что было мною порождено. Все кажется таким мелочным и бессмысленным, а в сознание теплится мысль о мести, как о неком катарсисе, после которого, может быть, все изменится, может быть, оно не станет прежним, но и не останется таким, как есть сейчас.
Появление Кингу и принятие им моей стороны несомненно было важно, но! Никто и ничто не заменит Апсу. Это лишь средство, с помощью которого можно оказаться еще ближе к цели на дороге мести, не более того. И объявление его своим законным супругом, пожалуй, жест от безысходности, нежели истинное желание.
Вообще, в этих ролях для меня много было еще всего социального: это просто некий вариант развития пары, от момента знакомства, наполненного мистикой, до последующего супружества и рождения детей, причем последнее играет решающую роль в совместном существовании этой самой пары, потому что их гармония на двоих нарушается появлением кого-то третьего. Как будто Эдипов треугольник наоборот, наизнанку. Дети, как нечто встающее между мужчиной и женщиной. Причем, если для женщины - они часть ее самой же и по ее ощущению и его тоже, то со стороны мужчины - это помеха, это препятствие, которое, во-первых, меняет сильно уклад жизни, а, во-вторых, встает между партнерами. Для меня было очень очевидным ощущение желания мужчины сбежать от этого, любым способом: к любовнице, к другу, куда угодно.
Пожалуй, подобный страх мне свойственен и в реальной жизни, тем более что с <…> бывшим мужем все примерно так и было. После рождения ребенка он еще чаще стал уезжать к маме на пару дней "на отдохнуть".
В данной мифодраме мною решение не найдено данной ситуации, но зато есть о чем подумать.
Вторая часть: смерть супруга и вечная, кажущаяся нескончаемой, борьба, выматывали и не давали спокойствия внутри. Смысл существования - борьба и месть, выражение агрессии и злобы - это все, что у нее оставалось. И даже тот, кто разделял с ней существование - он был ничем, это было лишь средство.
Поэтому смерть - это был выход, это был конец всему этому хаосу, боли и борьбе.
Но смерть - это не только конец, но еще и рождение, и новое рождение в качестве неба дало то самое, давно утерянное состояние покоя и определенного всемогущества (возможно, кажущегося...), когда есть растворение во всем и в тоже время ощущение внутренней полноты и гармонии. Теперь Тиамат уже не интересовали борьба, власть, месть, теперь она стала выше этого и дальше от этого.
Вернуть все совсем назад к изначальному состоянию было не возможно, и это она хорошо понимала, но рождение в новом качестве - это был к гармонии и ее обретение в другом качестве. Вообще очень архетипично. И очень ресурсно. Перестать бороться и сдаться, что бы умереть полностью и родиться в другом качестве.
Было чувство, как будто я действительно видела сотворение мира, видела, как творится история. Испытала целую гамму ощущений: желание активно действовать в сцене до смешения вод, чувство удовлетворения и гармонии и ощущение себя как самостоятельной части целого, чувство радости и триумфа от победы. Пожалуй, была еще радость от того, что наконец-то, после всех трудов и сражений мир был сотворен.
Понравилось, что мне удалось попробовать несколько ролей, сравнить их значимость. Роль Лахму оказалась наиболее значимой. В ней я ощущала наиболее сильную сопричастность и включенность. Полезна была и роль одного из поверженных богов. Она помогла взглянуть на происходящее глазами "противника". Было не очень приятное чувство беспомощности, осознание того, что ты отдан на милость победителя.
В целом этот миф произвел на меня очень большое впечатление.
"Зацепили" также слова о том, что люди позабудут богов. С одной стороны <было> чувство негодования и отрицание, <казалось> что это невозможно. А с другой стороны, где-то в глубине души, понимала, что это должно случиться.
Из роли частицы мира до начала творения:
Внутри пресных вод я ощущала свою отделенность, плотность. Частичка, но целая. Целостность мне казалась ценностью, но вполне уязвимой, способной разрушиться. При смешении вод эта опасность возросла. Соленая вода пыталась меня изменить, но я снова собралась в единство. Появилась потребность захватить что-то извне и укрепиться с помощью этого. Когда это удалось сделать, появилось ощущение светоносности. Мне захотелось выйти из плоскости общего движения и сообщить о себе. Я заявила, что я - Свет. Мне начали искать имя, и я пыталась вызвать из глубины пресных вод что-то мне родственное, но эта частичка была захвачена Апсу. Тогда я назвалась сама "Лахаму" и назвала захваченного мною раньше "Лахму".
***
Было чувство, что это вызвало волнение, панику в соленых и пресных водах. И там появились отдельные сущности - Апсу и Тиамат, или я их увидела . Они были враждебны, потому что пытались перемешать все окончательно. Появился еще Мумму. Он не стал рождаться, выделяться из вод, а помогал им перемешиваться.
Мы легко выделили из воды еще Аншара и Китара, ощущалась плотность и существование еще чего-то. Это стало Ану. (Не без труда!) Очень радостным событием стало рождение Эа, он казался совсем необычным и новым. Но на нем череда рождений застопорилась, потому что Апсу решил уничтожить все опять. <…> Я ощущала себя неуничтожимой, но у Апсу был Мумму. Это вносило диссонанс. Апсу совсем не было жаль. Не было ощущения ни его смерти, ни убийства. Триумф был неполным, потому что где-то в темноте притаилась Тиамат. Хотелось рассеять тьму и осветить эту сущность, вывести ее на поверхность.
Сильное впечатление на меня произвел Мардук. Появилось желание не только дать ему власть, но и как-то успокоиться, исчезнуть, дать ему еще место в мире.
Гибель Тиамат ощущалась как окончание противостояния Света (я) и Тьмы. Какое-то растворение произошло.
***
Следующая роль повершенного бога была довольно неглубокой. Кроме ответа Кингу, который пытался предсказать что-то мрачное, но уже был опыт гармоничных трансформаций. Изменчивости, как принципа жизни.
Из роли частицы мира до начала творения:
Ощущение потери себя, когда смешивались соленые и пресные воды. Желание вернуться в изначальное состояние.
***
Далее, когда я уже родилась в роли Аншара, по моим ощущениям у меня не оставалось выбора, чью роль занять (а именно - сторону младших богов), так как была явная агрессия со стороны первоначал к моим "родителям" . Еще изначально, когда только родилась в своей роли, было ощущение агрессии к Первоначалам, что они не дают нам спокойно жить. Хотелось, чтобы они нас не трогали, и мы их не будем.
На протяжении всей мифодрамы было ощущение создания чего-то великого. Когда мы воевали с Первоначалами было чувство, что все так и должно быть: старое поколение уходит, новое приходит. А так же понимание неэффективности и ненужности Первоначал, ведь они только спят, а действия и развития нет.
Кроме того, когда боги хотели создать город, а сами не могли эт сделать, пришло чувство не-всесильности богов, выяснилось, что они зависят от человека, котороый изначально был создан как некий раб. Выходит, что круг замкнулся: боги зависят от людей, люди были созданы богами и находятся в их власти. Все в мире значимо, каждая мелочь, не стоит забывать и списывать со счетов эти мелочи.
Из роли частицы мира до начала творения:
Мой выбор первоначальной причастности к пресным водам был, скорее, следствием представления о них как о полной нейтральности. Поэтому ощущение себя было как ощущение "ничего", притом ощущение своей всеобъемлющести, вездесущести. Когда началось движение, появилось ощущение своих границ (достаточно отдаленных), плотности, единения с другими "зарождающимися", захотелось какого-то действия (в принципе, как потребности).
***
В качестве бога появилась уже потребность в каких-то совместных действиях с другими богами. Было желание своей жизни и некоторое недоумение от того, что прародители к нам не присоединяются.
Общее ощущение какой-то последовательной "полосатости" того, что происходит. Легкое сожаление от того, что по ходу действа приходилось кого-то "убивать", впрочем, оно компенсировалось ощущением правильности происходящего (может быть некоторой гармоничности развития вообще). Прежде чем строить что-то новое, необходимо освободить для этого место. Видимо, получается, что прорыв осуществили только после неких насильственных действий.
Пришло осознание необходимости принятия такого мироустройства, но мешает этому "а вдруг можно как-то по-другому, чтобы "мир во всем мире" навсегда? :
И еще отмечу изменение направленности действий внутри персонажа: от полного бездействия (даже без потребности в нем) до целесообразной направленности божественной энергии (типа сажания садов).
Из роли частицы мира до начала творения:
Ощущение полной самодостаточности в отсутствии индивидуальности.
Потом произошла встреча с другими частицами, ощущение своей отличности, но снова возвращение к самодостаточности.
***
Ключевой момент - попытка разобраться, что происходит. Уважение к Тиамат и ощущение необходимости как-то разрулить ситуацию.
Обретение силы: "Ты равен нам по силе" - "ты вчетверо сильнее обычного бога".
Страшный момент с тем, как отбирают таблицы. Это еще больше разбивает "гештальт".
В итоге все собралось совсем, окончательно в единое целое, когда появился человек, и боги разделились на две группы.
***
Совершенно очевидно стало, что эффективность мифодрамы и мою в неё включенность можно оценить по силе моей головной боли. А голова у меня становилась всё квадратней и квадратней от начала до самого конца (то же было на двудневном семинаре по греческим богиням, на скандинавском сотворении мира, на сватовстве Фрейра и где-то ещё).
Вообще, для меня выделилось несколько важных тем.
Первое - овладение стихией воды в соединении её с... воздухом (земли и огня я там вообще не чувствовала).
Второе - тема самодостаточности. Началось с первой сцены, когда я была частицей пресной воды. Ощущения ничтожности и полноты одновременно. Полной самодостаточности за счёт отсутствия индивидуальности в единении Апсу (у меня даже есть подозрение, что Энки не случайно из Апсу сделал чертог, не из бережливости, а из какой-то тоски по этому ощущению). Индивидуальность и я возникает при столкновении с другим. Когда есть ты и есть другой. Когда сравниваешь. После этого заработать самодостаточность вторично - очень сложно. Уже понимаю свою суть и уникальность, признать, что всё это - ничто в сравнении с мировым океаном жизни. Такой путь удалось пройти от капельки воды до могущественного бога Ану. В чем помог диалог с Кингу - о временности власти богов. Мы ничто - вечен лишь принцип.
Третье - сила и ответственность. Их линейная зависимость. У Ану эта тема была не меньше, чем у Тиамат. Началось с момента, когда Апсу пригрозил богам смертью. Некое ощущение собственной неправоты. И предвидение того, что тот, кем я гордился, совершит что-то страшное, пусть и ради спасения всех нас. Потом - когда ветра, подаренные Мардуку, оказываются причиной новых разногласий с Тиамат.
Четвёртое - потеря части души вместе с предметом силы. Когда у меня в роли могущественного божества отняли таблицы судеб (мою прелесть!), хотелось стать маленьким ребёнком, разреветься, закатить истерику. Великие Боги! Как же я понимаю теперь Горлума. Когда к Ану вернулись Таблицы Судеб, ему уже было ничего не нужно - полное счастье. Ну и способность мыслить и делать возвратилась.
Пятое - как же срезонировал момент с предостережением Кингу: "люди вас забудут". Но это, вообще, моя больная тема.
Из роли частицы мира до начала творения:
Ощущение того, что таких частичек как я вокруг меня много. Желание держать глаза закрытыми. Когда Апсу двинулся к Тиамат, это было как просветление, как вспышки - что-то двинулось, что-то происходит. Сильные ощущения в теле - жжение, зуд, нечувствование рук, размазанность в пространстве.
Когда начали появляться боги, они были как островки чего-то явного, четкого в сером море хаоса.
Вообще вся первая часть показалась очень важной, было очень много сказано и сделано, это хотелось сохранить (в виде диктофонной записи, например), и потом еще дома повторно использовать.
Когда Апсу говорит, что он Апсу - это тоже как вспышка ясности, как будто это слово объясняет целый мир.
***
Основная усвоенная истина - это радость и удовлетворение <от> творчества: создание Апсу, рождение Мардука, творение людей… Это - дающее начало, и оно воспринимается изнутри как противоположность Инанны, которая есть начало берущее.
Энки очень хотелось родиться, присоединиться к богам, к своим, покинуть серые воды Хаоса (руками я совершала плавательные движения). Я подошла к престолу Ану и шептала "Позови меня!"
Энки меня потряс своей хитроумностью, тем, насколько быстро в его голове рождаются решения проблемы. Стоило Апсу сказать, что он хочет спать - как Энки уже знал, что делать. Старые боги (прародители) меня пугали - я чувствовал их силу. И меня удивляло легкомыслие других богов, которые считали, что ничего с ними не сделают.
При убийстве Апсу мне было важно, что мы приняли это решение - убивать его. У меня не было никакого желания. Его я убил потому, что мы так решили, а Кингу велел убить, потому что нам была нужна его кровь. Все практично, ничего лишнего (тема власти не возникла: мне она была не так важна как сама идея уничтожить врага и что-то создать).
Рождение Мардука потребовало от меня сосредоточения и сознательного отделения части своей личности - ну или нахождения ресурса вовне. После его рождения я перешел в роль "серого кардинала" - набрасывал идеи, подначивал, а воевать и работать - это пусть другие делают.
Однако мысли о войне доставили мне радость: О, сейчас побегаем, повоюем, весело будет!
Когда Тиамат отобрала у нас таблицы <судеб>, я впервые испытал настоящий ужас - теперь они сильны!
Энки смотрел на создание мира со стороны - что, мое, получается. Мир построился полным пространства, очень красивым и ярким. Очень важным было появление рек и небесной воды - на взгляд Энки все это было нечеловечески прекрасно.
Но Энки чувствовал, что ему чего-то не хватает. Нужны были люди. Постройка городов - не-божественное дело, и у меня сердце кровью обливалось, когда я это видел.
Сотворение человека - это было волшебно, прекрасно. И человек получился правильный - поклоняющийся, послушный, без всяких неожиданностей. Это дало удовлетворение. Я велел человеке строить, приносить жертвы и чтить богов. Взамен был намерен учить, оберегать и всячески интересоваться его жизнью. Это ступенька к другому Энки, из "Сказания об Атархасисе".
Пророчества Кингу о том, что богов забудут, меня деморализовали. Я понял, что это реальная опасность для нас и начал придумывать варианты - болезни, голод - ну, чтобы люди помнили богов. Правильным ответом Кингу было бы "все меняется". Да,, забудут, да, утечет. Да, нам это не нравится. Нет, я пока не знаю, что с этим можно поделать.
***
Спустя какое-то время:
Ну, в общем, я получила что хотела :)
Осознание и проблеск Энки внутри меня. Энки предстал мне стороной демиурга, творческого и творящего начала... И это то, что нужно, чтобы держать систему в равновесии. Инанна - берущее начало, несмотря на всю свою связь с плодородием, это достаточно очевидно из всей ее мифологии; не имея возможности брать вволю, она схлопывается. Энки - не бесконечная энергия созидания, а именно организующий принцип жизни, практичный даже больше, чем магический. Со стороны Инанны (местами) чувствуется противостояние и легкая агрессивность (выглядит как презрение).
Да-да, и это мне кое-что напомнило: "В каждом из нас есть древняя сила, которая дает, и древняя сила, которая берет. Человеку нетрудно заглянуть туда, где в нем сосредоточена берущая сила, но для него почти невозможно заглянуть в силу дающую, не изменив себя на что-либо другое, нежели мужчину. Мы сформированы этими силами. Величайшая опасность для Дающего - сила, которая берет. Величайшая опасность для Берущего - сила, которая дает", - как говорил Муад'Диб :) Истина, как обычно, в равновесии. Буду учиться снова быть творцом. Это такая альтернатива Деметре, да и Афине...
До сих пор перевариваю мысль о том, что "Я видел, как сначала была полнота и сила, а дальше мир дробился, и все в нем утрачивало энергию". Вспомнив, как я была Геей, соглашусь, что быть одним из первоначал в стремительно меняющемся мире - крайне тяжело. Этот мир не для них. Можно легко быть хоть Геей, хоть Тартаром, хоть Тиамат в начале мира, предназначенном для этого, а дальше эта копошащаяся быстрая жизнь становится обузой, чем-то непонятным и чужим. Ты уже слишком тяжел для этого мира, тебе в нем нет дела.
И живущий и активный мир - он вообще с другими законами.... Где-то здесь подстерегает и идея об уходе от магического к научному мышлению. Потому что начинают действовать другие принципы, не те, что в начале времен, когда энергии было море, а порядка ноль. *отложить на подумать*
Нет, я с удовольствием бы имела запись этого действа! Каждое слово было камнем в основании мира и было самосовершенно. "Воды свои воедино мешали" - это вообще мурашки по коже...
Было очень хорошо родиться в таком красивом мире, в окружении добрых и прекрасных богов. Меня радовали их подарки и внимание.
Странно было видеть метания Тиамат, так как я не знала о причинах ее гнева. В своей победе не было никаких сомнений, я чувствовал себя сильным и могущественным. Очень правильным было создавать из тела Тиамат небо, землю и воды, реки. Казалось, что нужно все организовать и упорядочить. Я чувствовала гордость и удовлетворение сделанным.
Угроза Кингу о том, что люди забудут богов, показалась странной и не была мной воспринята всерьез - во-первых, я не помню о том, что когда-то было иначе. Я родился уже в мире, где были боги, мне казалось, что так будет всегда. Во-вторых, люди казались инструментом - разве важно, помнит ли обо мне моя лопата?
© Бедненко Г.Б., 2006