|
Московская психодраматическая конференция
|
|
"ПЛЕЙБЕК ТЕАТР" На Конференции запланирована Мастерская ведущего тренера плейбека – док. Йозефа Паради (Венгрия) и выступление Плейбек Театра психологического центра "Акватория".
Плейбек театр –метод психотерапии основанный на действии и берущий свои истоки от психодрамы Я. Л. Морено, от театра спонтанности Морено. Метод Плейбек основан американцем Дж. Фоксом (Нью Йорк) и широко распространился по всему миру. Плейбек широко представлен в Америке, Германии, Израиле, Англии, Голландии, Италии, Новой Зеландии, Венгрии, Греции, Китае, и.т.д. В дословном преводе термин “Плейбек” звучит как “Театр воспроизведения”, однако суть Плейбека больше отражают такие его названия как “Театр Ретроспективы”, “Театр импровизации” или “Театр зрительских историй”. В России Плейбек прижился больше в среде психологов, психодраматистов нежели в среде актеров, приверженцев классической русской театральной школы. Однако, и для актеров, получивших классическое театральное образование техника Плейбека будет близка и знакома. Плейбек в России не распространен как одна из театральных форм, как впрочем и не распространены передвижные театры шапито. В Европе же, в частности в Германии и Голландии плейбек театр пользуется огромной популярностью, в качестве театрального представления. Только в Амстердаме порядка 50-ти действующих Плейбек труп. “Плейбек театр” Дарья Крымова Анна Костина
или “О том чего в этот раз не было, но что обязательно будет на следующей конференции” В мире идей у Я.Л. Морено было трое детей. Большинство знает двух из них – Психодраму и Социометрию. Однако у Психодрамы был брат близнец – Театр Импровизации. В последствии он вырос, оформился и зовется – Плейбек театр… Орг. комитет 4-ой московской психодраматической конференции готовил для ее участников сюрприз. Однако сюрприз этот не состоялся из-за состояния здоровья одного из организаторов. Именно об этом “сюрпризе” мы и намерены подробно рассказать в данной статье. Тем более что это удачная возможность дать описание готовящейся мастерской конференции 2007 года. Речь идет о Плейбек театре – методе групповой психотерапии, взявшем свое начало от Психодрамы Я.Л. Морено, а вернее от Театра Импровизации. Театр Импровизации и Психодрама, по сути, разнояйцовые близнецы, последний из которых воспитывался Зеркой Морено, а первый Джонатаном Фоксом. На третьей московской психодраматической конференции многие участники выразили свое сожаление по поводу отсутствия в программе Плейбек театра. Многим хотелось “увидеть, наконец, Плейбек”, некоторым хотелось “вновь увидеть Плейбек”. По всей вероятности, к “некоторым” относятся те кто, либо - видел Плейбек театр на международных психодраматических конференциях, либо застал, распавшийся в 2000 году Плейбек театр Андрея Шадуры.
Вообще, сложно говорить об идейном авторстве. Похоже, действительно все новое в мире черпается из единого “Мира идей”. Очень многие люди в разные годы изобретали Плейбек театр. Многие потом с удивлением узнавали, что он уже давным-давно существует. И, действительно, у Плейбек театра древние корни. Отголоски идей лежащих в основе Плейбека можно найти у Вильяма Шекспира, в античном театре, в обряде похоронных шествий, играх скоморохов и т.д. Однако законченная форма Плейбек театра с названием и правилами, границами метода принадлежит американцу Джонатану Фоксу. Тем не менее, можно говорить о русских корнях Плейбек театра, в том смысле, что зачатие Плейбека как осознанной идеи произошло в России. Известно, что Я.Л. Морено был увлечен русской театральной школой, трудами К.С. Станиславского, М.А. Чехова, Н.Н. Евреинова. Морено берет идеи русских автор за основу Театра Импровизации и Психодрамы. В дальнейшем они будут разделены: Психодрама получит очень заботливую “мачеху”, а Плейбек (так потом назовут Театр Импровизации) – заботливого структурирующего “отчима”. Итак, что же такое Плейбек театр (Театр Воспроизведения, Театр Импровизации, Театр Зрительских Историй или Театр Спонтанности)? Плейбек театр – это метод групповой психотерапии и, в первую очередь, театр. Поговорим о психотерапевтических свойствах Плейбека ниже. А сейчас давайте познакомимся с формой этого театра – собственно Плейбеком. В качестве пьесы в Плейбек театре выступает метафора или история, рассказанная зрителем. Представление проходит в форме импровизации. Постоянная группа Плейбека состоит из директора, актеров (4-12 человек) и музыканта. Директор выполняет функции руководителя группы, ведущего и связующего звена (посредника) между клиентом или группой (залом) и актерами. Директор - ведущий шоу и психодраматерапевт в одном флаконе. Актеры в соответствии с указаниями директора проигрывают историю, рассказанную клиентом в той импровизационной форме, которая была выбрана директором. В Плейбек театре есть ряд импровизационных форм, в рамках которых может быть разыграно каждое конкретное представление. Музыкант сопровождает истории, проигрываемой актерами своей музыкальной импровизацией. Музыка и действия актеров образуют единую ткань спонтанного психодраматического действия Работа Театра Спонтанности состоит из ряда этапов. На первом этапе происходит “разогрев” состава Плейбека, как правило, в организованном Плейбек театре – это выход директора с рассказом – прелюдией и импровизационное представление актерами себя самих (так зрители могут расслабиться, наблюдая нейтральную по отношению к ним игру, а также запомнить имена актеров) В группах организованных по типу психодраматических возможен разогрев актеров
и директора с помощью специально
подобранных упражнений, обеспечивающих более тесный контакт между членами группы
и протагонистом (клиентом).
В любом случае в процессе первичного
разогрева зала происходит выбор протагониста для коротких форм. Работа с
короткими формами – это с одной стороны продолжение разогрева, а с другой
стороны уже часть основного действия в плейбеке (психотерапевтическая работа,
если хотите) После проигрывания коротких форм – переходят к разыгрыванию
историй. Если в коротких, разогревных формах, протагонист заявлял свою метафору,
чувство, состояние или проблему с места, то при выборе протагониста для
разыгрывания истории он переходит на стул рядом с директором, где и рассказывает
свою историю. После того, как протагонист выбран, начинается второй этап работы.
Его можно обозначить как действие. 2а) Выбор формы воспроизведения 2б) в случае истории см. пункты 3-5
3. Выбор персонажей (протагонист
назначает на роли членов группы Плейбека) Возвращаясь к психотерапевтическим свойствам Плейбек театра. Данный театр обладает всеми теми многочисленными терапевтическими свойствами, которыми обладает театр вообще. Позитивное влияние Плейбека распространяется не только на зрителя, рассказчика, но и на актера. Однако у Плейбек театра есть свои особые терапевтические свойства. Позитивное влияние этого вида театра, терапии заключается в возможности увидеть свою проблему со стороны в различных вариациях завершения действия, ситуации, актуальной для клиента на данный момент. Здесь попадание в материал клиента не случайно, так как это его личная пьеса. Он сам является “драматургом своей жизни”. И тем не менее, в отличие от Психодрамы, на протяжении всего действия клиент дистанцирован, он не находится в действии, что снимает часть сопротивления, создает дополнительную безопасность протагониста. Наличие позитивного подкрепления и поддержки со стороны группы; возможность получения обратной связи; моделирование различных вариантов проблем и решений; актуализация чувства ответственности за свою жизнь; возможность экспериментирования в безопасной ситуации – все это здесь, как и в психодраме. Однако дополнительная экологичность подхода открывает новые горизонты для Плейбека. Новый зритель, новый участник приходит в Плейбек театр. Наряду с заядлыми театралами и участниками психодраматических групп, наряду с гиштальтистами и расстановщиками в Плейбек театр приходит клиент изгнанный ранее отовсюду. Человек, которому нет места в чрезмерно эстетизированом, “изгнавшем из своих стен театральность” классическом театре. Человек, который вряд ли отнесет к себе играемый на сцене классического академического театра материал, вряд ли будет проживать его, скорее будет стараться “приобщиться там к прекрасному”. Человек, который не придет в психодраматическую группу, так как… …далее варианты: - нет культуры обращения за профессиональной психологической помощью; нет желания разбираться в этом таинственном мире психологии и погружаться туда с головой и т. п. Короче, изгнанный ото всюду, принимаемый разве что в “теплой компании” или у телевизора (и то передачей “Аншлаг”) – этот человек, тем не менее, Ваш клиент. Тот, кому не предложил еще наш рынок достойного продукта, но кого обвиняют на каждом шагу в том, что он “ ничего не хочет”, “инертен”, “безразличен”. Именно он придет наряду с остальными в Плейбек театр. Да, вы не ошиблись, именно к этому мы и клоним. Плейбек театр обладает еще одной психотерапевтической чертой – это способность к оздоровлению на уровне сообщества. У Плейбека в России не только корни, у Плейбека в России старая невыполненная миссия – оздоровить наше общество. Н.Н. Евреинов в своей книге “Театральные Инвенции” (1922г., Корпоративное издательство “Время”) описывает врожденное инстинктивное чувство театральности, стремление к преображению, самоизменению присущее каждому человеку. Автор последовательно доказывает наличие, у человека такого инстинкта опираясь на исторический опыт человечества, обычаи диких племен и малоразвитых народов, развитие современного индивида в онтогенезе, а также многочисленные статистические исследования в данной области (статистика возрастающих самоубийств при депривации удовлетворения обществом театрального чувства; статистика выздоровления тяжело больных детей в госпиталях, где проводились выступления клоунов и т. п.) Инстинкт театральности по Евреинову должен обязательно разряжаться. Если он не разряжается профессиональными актерами в театре, то он будет разряжаться в жизни и не всегда социально приемлемым способом. Классический эстетизированный театр, по его мнению, перестал разряжать эту потребность. “…Публика по одиночке уходит из зала” – пишет Евреинов – и далее – “… не на экономические реформы в первую очередь следует обратить свой взгляд”. Н.Н. Евреинов призывает обратить внимание на то, что театральность стояла у истоков развития любой культуры, любой цивилизации. Он призывает к оздоровлению общества театром. Выдвигает и последовательно подтверждает гипотезу о преэстетическом характере театрального инстинкта. По Евреинову потребность раскрытия, разрешения театральности предшествует эстетическим потребностям, эстетическому чувству. Депривация же данной потребности у общества купирует развитие потребностей эстетических. Также Николай Евреинов пишет о большой ответственности театра, актеров. Вдумайтесь. “Даже опустошенная душа наполняется, при театрализации жизненного материала эмоциональным содержанием, и содержанием главным образом положительного характера, поскольку наклон всякой театрализации, раз она не злоумышленна, есть наклон к радости, красоте, силе”. (Здесь подчеркивание авторов статьи) Итак, возвращаясь к тому, с чего начиналось данное повествование – не реализованный на прошедшей конференции сюрприз готов состоятся на конференции 2007 года. Так как сразу по прошествии 4-ой московской психодраматической конференции в Москве стартовала международная обучающая программа “Плейбек театр”. В результате обучения группа будет сертифицирована по международному стандарту ведущим тренером Йозефом Паради (Венгрия), а также создателем метода Джонатаном Фоксом. Начало обучения – это радостное событие- рождение нового российского Плейбек театра. На 99,9 % группа состоит из психодрамотерапевтов. По словам Йозефа Паради группа собралась удивительно талантливая. Может быть потому, что собрались психодраматисты, а может потому, что группа российская, как и почва плейбека. Одно можно сказать с уверенностью, группа полна энтузиазма. Проводив тренера на родину, группа незамедлительно приступила к тренировкам. Что из этого получится, вы сможете увидеть уже ближайшей весной. Кроме того, сообщество ожидают еще два сюрприза. Психологический центр “Акватория” подал заявку на проведение международного регионального фестиваля Плейбек театров в Крыму (под Севастополем) в 2008 году, а также мирового конгресса Плейбек в Санкт-Петербурге в 2010 году. Предварительное согласие уже получено, что означает возможность в скором времени наладить контакт с развитым украинским Плейбек сообществом, увидеть мировой Плейбек, прикоснуться к жизни международного Плейбек сообщества – и все это не выезжая за рубеж, не связываясь с визами и авиа перелетами. Однако дождемся пока реализации ближайших планов! Завершить статью хочется словами Николая Евреинова: “И - кто знает, - быть может, близок час, когда среди людей, преступно забывших, что они те же дети, для которых нет мира, кроме мира игрушек, появятся накрашенные, надушенные и диковинно наряженные Арионисы новой Полинезии, - вдвойне прекрасные и мудрые, потому, что они прошли искус дьявольского соблазна стать “взрослыми”, - запоют песни о золотом детстве человечества, подтянут им, сами того не замечая, старики, уставшие от жизни, чуждой детского преображения, и воцариться на земле новый канон, канон правды, как мы актеры, ее выдумали, а не правды, как она есть”.
|