Московская психодраматическая конференция - Библиотека.

главная

библиотека

 

Кадиева Екатерина

www.vesti.ru (07.06.2000 17:29:06)

 

 

 

Искусство невозможного

 

 

В эти выходные в московском Институте групповой и семейной психотерапии проходил обучающий семинар королевы британской психодрамы Марши Карп. В связи с этим мне хочется подробней рассказать об этом удивительном методе и его возможностях.

Основал эту психологическую школу Джекоб Леви Морено, и главным его лозунгом было: "Не рассказывай - покажи". Морено считал, что главное для каждого человека - максимально себя реализовать, выразить то божественное, что есть в каждом. Он посвятил немало времени развитию двух главных, по его мнению, качеств: спонтанности и креативности.

Спонтанность он понимал как активные действия, жажду действия, и видел в этом основной источник энергии. Но просто спонтанности недостаточно - необходима еще креативность, то есть конструктивная спонтанность. Например, младенец только спонтанен, а креативность формируется у него потом, в процессе развития.

Сейчас в этом подходе нет ничего удивительного - многие терапевты примерно так себе все и представляют. Но на заре психотерапевтической эры, когда чопорный дедушка Фрейд укладывал своих пациентов на кушетку, а дедушка Юнг прогуливался по аллеям венских парков, Морено, играющий с детьми в этих самых парках, выглядел крайне эпатирующе.

В основу своей техники Морено положил действие, театр, который очень любил. Со своими пациентами он разыгрывал сцены из прошлого и будущего человека, из его внутреннего мира, причем, главным для него была не история, не то, что происходило в действительности, а психологическая правда. Протагонист, то есть человек, драму которого разыгрывают, мог менять в этих картинах что-то, что ему не слишком нравилось в реальности, делать что-то в своем прошлом или будущем, разговаривать со своими мыслями или фантазиями, говорить что-то своим умершим или неродившимся родственникам.

Морено считал, что если изменить внутреннюю реальность человека, то изменится и его реальная жизнь, а психодраму называл, в отличие от политики, искусством невозможного. Кроме того, как и все отцы-основатели, Морено придумал немало новых техник, которые сейчас широко используются в самых разных областях психотерапии, причем многие уже даже и не вспоминают о том, откуда все это пошло. Но психодрама, любимое детище Морено, сохранилась также и в чистом виде.

Сами протагонисты говорят, что психодрама помогает проститься с людьми, иллюзиями и отношениями, позволяет моделировать будущее, учит взаимопониманию и диалогу, позволяет прикоснуться к своим корням, расколдовать наложенные заклятья, и это действительно так. Кроме того - она эстетична, динамична и полностью захватывает зрителей. Скучать не приходится никому.

Поражает также и область применения этой техники: Морено начинал свою работу в лагере для малолетних проституток под Веной и в лагере для итальянских беженцев времен Первой мировой, а закончил уважаемым мэтром в собственном институте в Нью-Йорке, где у него был настоящий театр, на сцене которого он появлялся в луче прожектора с тростью и во фраке. Его ученица, Марша Карп, тоже производит сильное впечатление: она работала в больницах и тюрьмах, в университетах и с простыми английскими фермерами, в Латинской Америке и в России.

При этом она полна энергии, органична, крайне креативна, и наконец, просто по-женски красива. Ее дедушка эмигрировал из России во время русско-японской войны, а бабушка - из Польши во времена нацистов. Сама она родилась в Америке, сейчас живет в Англии, где у нее свой центр психодрамы, в который она приглашает учиться и работать всех желающих. Когда я ее спросила, что она хочет передать российским читателям, она ответила:

-          Уже позже, чем вы думаете! Спешите сказать близким, что вы любите их. А то придется делать это на психодраме.

Используются технологии uCoz