Московская психодраматическая конференция - Библиотека.

главная

библиотека

 

 

РУДЕСТАМ К.

Из книги "Групповая психотерапия"

 

 

Что такое психодрама?

 

 

Классическая психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира клиента. Психодрама, по существу является таким видом драматического искусства, который отражает актуальные проблемы клиента, а не создает воображаемые сценические образы. В психодраме искусственный характер традиционного театра заменяется спонтанным поведением ее участников.

Следует отметить, что именно психодрама является первым методом групповой психотерапии, разработанным для изучения личностных проблем, мечтаний, страхов и фантазий. Она основывается на предположении, что исследование чувств, формирование новых отношений и моделей поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни.

В некотором смысле, психодрама напоминает телесную терапию. Возможно, психодрама имеет более значительный потенциал для трансформации пятиминутного словесного обмена мнениями в получасовое активное исследование, чем другие виды групповой работы. Интенсивность переживаний усиливается использованием разнообразных психодраматических приемов, которые облегчают выражение чувств и эмоций.

Создание и развитие психодрамы связано с исследованиями Якоба Леви Морено (1892-1974), основателя социометрии и, как считают многие психологи, движения групповой психотерапии в целом. Морено родился в Бухаресте, затем ребенком вместе с семьей переехал в Австрию, где изучал философию и медицину в Венском университете. В период учебы им был разработан проект организации групп самопомощи для одиноких проституток Вены, который, как считал сам Морено, положил начало движению групповой психотерапии.

Морено сосредоточил внимание на динамических внутригрупповых факторах как средствах оказания помощи женщинам в осознании ими своих личностных целей. Он отмечал, что эти групповые занятия высветили четыре основных элемента, которые затем стали краеугольным камнем групповой психотерапии: автономность группы, наличие определенной групповой структуры, проблема коллективности и анонимности.

В 1916 г. Морено начал работать над вторым проектом - организации групп самопомощи для итальянских крестьян, которые вынуждены были поменять место жительства, с целью помочь им адаптироваться к новым условиям. На основе данных, полученных благодаря осуществлению этих проектов, он разработал методики групповой социометрии, составившие фундамент его системы психодрамы и групповой психотерапии.

Понятие о драме как терапевтическом методе возникло в результате театрального эксперимента, начатого Морено в Вене после первой мировой войны и получившего название "спонтанный театр". Морено впервые задумался об игровых методиках, когда наблюдал, как дети в играх воплощают свои фантазии.

Когда Якоб Морено наблюдал в городском парке Вены за тем, как играют дети, спонтанно выбирая себе роли, и в игре находят решение своим конфликтам, он еще не знал, к чему приведут его эти наблюдения. Он просто начал играть вместе с детьми, и вместе с ними пришел в лагерь беженцев - в их семьи и к их родителям. Он столкнулся с ужасающей нищетой, горем и озлобленностью.

Морено попробовал помочь взрослым людям выйти из жизненного кризиса тем способом, который он подсмотрел в детских играх. Он основал театр спонтанности, который позже вырос в метод групповой психотерапии, получивший широчайшее распространение и признание во всем мире.

Таким образом, психодрама базируется на игровом принципе. Морено замыслил свой "спонтанный театр" как еще один вид развлечения и первоначально не ориентировался на практику личностных изменений и гармонизацию психического развития. Его основная идея носила духовный характер: реализация творческого "Я" в "театре жизни", который предоставляет безграничные возможности для свободного выражения эмоций.

Свой театр он считал видом драматического религиозного опыта, получаемого в "храме театра". Согласно Морено, идея о психодраме как психотерапевтическом методе возникла у него после того, как одна актриса рассказала ему о своих конфликтах с женихом. С помощью труппы театра Морено поставил историю актрисы на сцене. Этот опыт оказался значимым и успешным как для самой пары, так и для остальных членов труппы. Затем Морено приступил к более формализованным экспериментам с подобными групповыми представлениями, разрабатывая разнообразные приемы, которые впоследствии стали существенной частью психодраматического подхода.

В 1925 г., переехав в США, Морено продолжил разрабатывать психодраматический подход, работая с детьми в Плимутском институте в Нью-Йорке. Одновременно он работал над методиками социометрического анализа, проводя обследования заключенных государственной тюрьмы Нью-Йорка и детей-правонарушителей, обучавшихся в подготовительной школе. Результаты исследований по терапии групповым взаимодействие явилось построение социограммы.

В 1929 г. Морено приступил к осуществлению первой крупномасштабной программы "открытой" психодрамы в любительской труппе Карнеги-холла. В 1934 г. он издал монографию “Применение группового метода в психотерапии”, в которой определил содержание терминов "групповая терапия" и "групповая психотерапия", подробно описал специфический комплекс операций. Обсуждение этой работы на конференции по групповым методам явило первой попыткой привлечь внимание Американской психиатрической ассоциации к групповой психотерапии.

Морено основал психодраму и заложил основу групповой психотерапии. В настоящее время созданная Морено психодрама широко используется в целях личностного развития, психокоррекции, в педагогике и медицине. Психодрама объединяет в себе диагностические возможности, сценические представления - театр спонтанности, сеансы групповой динамики - и аналитическую работу группы.

Отдельные техники психодрамы, предложенные Морено, широко применяются в других психотерапевтических методах, например, - в гештальт-терапии Ф. Перлза и транзактном анализе Э. Берна. В психотерапии поведения психодраматические техники используют для десенсибилизации и тренировки новых поведенческих навыков. С помощью различных технических приемов, таких как смена ролей, дублирование, "пустой стул", зеркало и т.д., конфликты индивида и общества не только и не столько обсуждаются в групповых дискуссиях, но и разыгрываются на сцене с учетом различных ролевых позиций.

На сцену выносится пережитое в прошлом, ожидаемой в будущем, насыщенные конфликтным содержанием фантазии, мечты, сны, идеи (acting out). Эти действия способствуют осознанию и преодолению (переживанию) конфликта. Не только главное действующее лицо (протагонист), но и его партнеры по игре ("вспомогательные Я"), а также другие члены группы приобретают новый личностный опыт, который способствует развитию спонтанности и креативности.

Используются технологии uCoz